Привязка стен к модульным координационным осям


Правила привязки конструктивных элементов к разбивочным осям — favorit-tk

Правила привязки конструктивных элементов к разбивочным осям
Строительство здания начинают с закрепления на местности координационных (разбивочных) осей. Такие оси на чертежах обозначают буквами и цифрами. Расположение конструктивного элемента относительно координационных осей здания называют его привязкой.
Привязка должна быть кратна М или М-2.(модуль). Допускается совмещение внутренней грани стены с модульной разбивочной осью в целях унификации элементов перекрытий («нулевая привязка»).

В зданиях с кирпичными стенами координационные оси наружных стен смещены от внутренней грани (внутрь) на 100 мм. Оси внутренних стен смещены вовнутрь на 120 мм или же совпадают с геометрической осью внутренней стены. В зданиях с колоннами координационные оси крайних и средних рядов колонн совмещены с их геометрическим центром.
Как указывалось, конструктивные элементы расчленяют внутреннее пространство здания на объемно-планировочные элементы (помещения). Каждый такой элемент характеризуется: пролетом, т.е. расстоянием между координационными осями продольных стен или продольных рядов колонн; шагом, т.е. расстоянием между координационными осями поперечных стен или поперечных рядов колонн; высотой этажа, т.е. расстоянием между уровнями смежных полов многоэтажного здания.
Объемно – планировочные элементы в зданиях с колоннами характеризуются сеткой колонн, т.е. расстоянием между колоннами в продольном и поперечном направлениях, а также высотой этажа.
Правила привязки конструкций здания к координационным осям предусматривают сокращение числа типов сборных конструкций, что способствует ограничению размеров пролета, шага и высоты этажей.
Пространственная система 1 - координационная плоскость чистого пола;
модульных координатных плоскостей. 2 - подвесной потолок
Координационный размер конструктивного элемента принимают равным основному координационному размеру здания (сооружения), если расстояние между двумя координационными осями здания (сооружения) полностью заполняют этим элементом
Координационный размер конструктивного элемента принимают равным части основного координационного размера здания (сооружения), если несколько конструктивных элементов заполняют расстояние между двумя координационными осями здания (сооружения)
Координационный размер конструктивного элемента может быть больше основного координационного размера здания (сооружения), если конструктивный элемент выходит за пределы основного координационного размера здания (сооружения)
Вместо указанных на чертеже координационных размеров L (длина) могут быть соответственно приняты B, b (ширина) или Н, h{высота).

Привязка конструктивных элементов зданий к разбивочным осям


Использование унифицированных объемно – планировочных  и конструктивных решений промышленных зданий требует соблюдения единых правил привязки конструктивных элементов к разбивочным осям.

Под размером привязки понимают расстояние от разбивочной оси до грани или геометрической оси сечения конструктивного элемента.

В одноэтажных каркасных зданиях при привязке колонн крайних и средних рядов, наружных продольных и торцевых стен, колонн в местах устройства температурных швов, а также в местах перепада высот между пролетами и примыкания взаимно  перпендикулярных направлений пролетов используют привязки «нулевая», «250» и «500» («600») мм.

«Нулевая» привязка должна быть преимущественной, т.к. при ней исключается применение доборных ограждающих и несущих элементов в местах устройства температурных швов, высотных перепадов и примыкания пролетов различного направления.

Ее используют при всех видах материалов каркаса в бескрановых зданиях и в зданиях с подвесными и опорными кранами, если высота от пола до низа несущих конструкций не превышает 14,4м, а грузоподъемность кранов – 32т.

При «нулевой» привязке внешние грани колонн крайних продольных рядов совмещают с разбивочными (координационными) осями.

При этом внутренняя поверхность продольных наружных стен и положение разбивочной оси совпадает за исключением случаев применения применения крупноразмерных навесных (самонесущих) конструкций стен.

В этих случаях для удобства монтажа и расположения приборов крепления предусматривают зазоры  30 мм  между внешними гранями колонн и внутренней поверхностью стен.

 

 

Привязка элементов одноэтажных зданий к продольным и поперечным разбивочным осям

 

При привязке «250» и более (кратной 50мм) внешние грани колонн смещают наружу с разбивочной оси на 250 мм.

Такая привязка допустима в зданиях с мостовыми кранами грузоподъемностью 32 т и более, при высоте пролета более 14,4 м и шаге колонн 6 м, а также в зданиях при шаге колонн 12 м и высоте пролетов более 12м.

В таких зданиях использование привязки «250» и более вызвано увеличением размеров сечения колонн  и подколонников, а в ряде случаев необходимостью устройства проходов для ремонта и обслуживания подкрановых путей мостовых кранов.

В торцах зданий геометрические оси сечения основных колонн  средних и крайних рядов смещают с разбивочной оси внутрь на 500 мм, а сама разбивочная ось совмещается с внутренней поверхностью торцевой стены.

В случае необходимости между поверхностью стены и разбивочной осью оставляется зазор 30 мм.

Такое правило привязки позволяет производить конструктивно оправданное размещение фахверковых колонн  у торцевых стен и подстропильных (стропильных)  конструкций покрытия без доборных элементов.

Поперечный температурный шов между парными колоннами в зданиях с пролетами равной высоты устраивают с использованием привязки колонн к одной или двум разбивочным осям.

Привязки к двум разбивочным осям применяют в зданиях со сборным железобетонным каркасом и при расстоянии между поперечными температурными швами более 144 м.

В обоих случаях привязка предусматривает смещение геометрических осей сечения колонн на 500 мм в обе стороны от разбивочных осей.

В настоящее время  в связи с совершенствованием унификации рекомендуется переход на новые, более экономичные привязки.

В частности, вместо привязки «500» в случаях, рекомендовано использование привязки «600».

Продольный температурный шов между парными колоннами в зданиях с пролетами равной высоты осуществляют, предусматривая две разбивочные оси со вставкой между ними (рис. 4,ж-к). Размер вставки зависит от способов привязок в примыкающих пролетах и может составлять 500, 750 и 1000 мм.

Привязку колонн разновысоких пролетов осуществляют к двум продольным разбивочным осям  со вставкой между ними.

Привязка колонн к этим осям должна соответствовать правилам привязок «0» или «250».

 

Размер вставки С (мм) должен быть кратным 50мм (но не менее 300 мм) и равняться сумме следующих размеров:

С = «0» («250») х 1(2) + d + e + 50

где   d – толщина стены, мм;  e- зазор между наружной гранью колонн  повышенного пролета и внутренней плоскостью стены, мм, обычно равное 30мм; 50 мм – зазор между наружной плоскостью стены и гранью колонн пониженного пролета.

В местах примыкания взаимно перпендикулярных пролетов  привязку колонн осуществляют также к двум разбивочным осям со вставкой между ними.

 

Размер вставки С (мм) зависит от способа привязки в поперечном (более высоком) пролете  («0» или «250») и может быть определен  из выражения:

С = 0 (250) + e + d + 50.

Этот размер округляют до кратности 50 мм, но он не должен быть менее 300 мм.

При наличии продольного температурного шва между пролетами, примыкающими к перпендикулярному пролету, этот шов продлевают до пролета, где он будет поперечным швом.

При этом вставка между разбивочными осями в продольном и поперечном швах должна иметь одинаковую величину ( 500, 750 или 1000 мм), а каждую из парных колонн по линии поперечного шва смещают с ближайшей парной оси на 500 мм.

В зданиях с покрытиями из железобетонных оболочек внешние грани колонн крайних рядов смещают с разбивочных осей  наружу на 250 мм, а внутренние плоскости наружных стен из панелей горизонтальной разрезки  располагают на 30 мм от грани этих колонн.

Ширину вставки между парными разбивочными осями в местах продольных и поперечных температурных швов принимают равной  1000 мм, а колонны, обращенные в сторону швов, относят от разбивочных осей наружу на 250 мм.

 

 

Привязка колонн и наружных стен многоэтажных зданий к продольным и поперечным разбивочным осям и в местах температурных швов

 

В месте примыкания к одноэтажному зданию многоэтажного не допускается смещать разбивочные оси, перпендикулярные к линии пристройки  и общие для отдельных частей сблокированного здания.

При этом вставку между разбивочными осями по линии поперечных температурных швов многоэтажного здания предусматривают тогда, когда нельзя смещать оси в обеих частях здания.

 

 

Температурные швы в пристройках, продолжающие швы одноэтажной части здания

 

Размер вставки между параллельными  крайними разбивочными осями  по линии примыкания многоэтажного объема к одноэтажному принимают таким, чтобы в этом месте можно было использовать по возможности типовые стеновые панели.


3. Привязка конструкций к координационным осям. Координационные оси.

Координационными осями зданий и сооружений называются осевые линии, вдоль которых располагаются основные несущие конструкции (стены, колонны). Расстояние в плане между координационными осями здания в направлении, соответствующем расположению основной несущей конструкции перекрытия или покрытия, называют пролетом. Расстояние в плане между координационными осями в другом направлении называют шагом (часто, например, применяют выражение — «шаг несущих конструкций»). И пролет, и шаг назначают исходя из условий использования стандартных конструктивных элементов — ригелей, балок, плит перекрытий, ферм. Координационные оси называют также разбивочными осями: этимология этого традиционного термина - разбивка осей в натуре перед началом строительства. Систему модульных разбивочных осей упрощенно называют еще сеткой осей. 

^ Правила привязки конструкций к разбивочным осям.

Система осей при проектировании служит той координатной сеткой, на основе которой устанавливается взаимное расположение всех несущих конструкций между собой, а при строительстве они служат той размерной основой, которая позволяет точно осуществлять в натуре эти согласования. Для этих целей в проектах должна быть точно указана привязка основных несущих конструкций к координационным осям. Этим термином обозначают расположение граней конструктивных элементов (несущих и ненесущих), встроенного оборудования по отношению к координатным осям.

Основные правила привязки несущих конструкций к разбивочным осям следующие:

геометрические оси внутренних стен, колонн совмещаются обычно с разбивочными осями; исключения допускаются для стен лестничных клеток, стен с вентиляционными каналами и т. п.

  • при привязке наружных стен и колонн их геометрические оси часто не совпадают с разбивочными; в зависимости от целесообразности размещения несущих конструкций перекрытий или покрытий применяют или «нулевую привязку» (внутренняя грань стены или наружная грань колонн совпадают с разбивочной осью), или привязку, при­нятую для внутренних стен, либо ого­воренную особо.

При назначении размеров привязок стен полезно соблюдать кратность разме­ров, свойственных кладке искусственных камней с учетом швов (так, для кирпичной кладки привязочные размеры: 130, 250, 380, 510 и т. д.).

Привязка конструктивных элементов к модульным координационным осям

Унификация и типизация невозможны без соблюдения единых правил привязки конструктивных элементов к модульным координационным осям здания.

Под привязкой понимают расстояние от модульной координационной оси до грани или геометрической оси сечения конструктивного элемента.

Конструкции покрытия и перекрытия всегда имеют нулевую привязку.

Привязка колонн крайних продольных рядов здания.

Колонны крайние могут иметь привязки: «0» (нулевая привязка), «250» и «500».

Нулевая привязка – наружная грань колонны совпадает с координационной осью (рис. 1). Устраивают такую привязку в следующих случаях:

- в зданиях со сборным железобетонным или смешанным каркасом без мостовых кранов и подстропильных конструкций;

- в зданиях со сборным железобетонным или смешанным каркасом с мостовыми кранами при следующих параметрах: а = 6 м; Н ≤ 14,4 м; Q ≤ 200 кН;

- в бескрановых зданиях с металлическим каркасом высотой Н ≤ 8,4 м.

Рис.1. Нулевая привязк

Рис.1. Нулевая привязка Рис.2. Привязки «250» и «500»

Привязки «250» и «500» - колонны выдвигаются относительно модульной координационной оси на 250 или 500 мм, соответственно, наружу здания (Рис.2).

Привязку «250» осуществляют:

- в зданиях, имеющих подстропильные конструкции;

- при нарушении условий нулевой привязки.

Привязку «500» устраивают:

- в зданиях с мостовыми кранами грузоподъемностью ≥ 750 кН;

- в зданиях с мостовыми кранами тяжелого и особо тяжелого режимов работы.

Привязка колонн средних рядов здания.

Средние колонны, за исключением колонн, расположенных в местах деформационных швов, имеют осевую привязку – их геометрические оси совмещают с модульными координационными осями здания.

Привязка крайних колонн к поперечным (торцевым) модульным координационным осям.

Привязка торцевых колонн выполняется смещением геометрической оси колонны по отношению к координационной оси на 500 мм внутрь здания (рис.3). Такое смещение колонн в торце здания обеспечивает необходимый зазор между стеной и пристенной несущей конструкцией покрытия для размещения верхней части колонн торцевого фахверка.

Рис. 3. Привязка колонн в торце здания

Привязка колонн в местах устройства деформационных швов

Швы, как правило, устраивают на двух колоннах (со вставкой и без нее). В металлическом каркасе допустимо выполнять шов на одной колонне между параллельными пролетами одной высоты при условии, что в здании нет мостовых кранов, а примыкающие пролеты имеют высоту Н ≤ 7,2 м и ширину L ≤ 18 м. В этом случае колонна имеет осевую привязку, а в одном из пролетов устраивают подвижное опирание ферм покрытия.

Продольные швы между параллельными пролетами одной высоты и швы в местах перепада высот как параллельных, так и взаимно перпендикулярных пролетов выполняются на двух колоннах со вставкой между модульными координационными осями. Размеры вставок (с) определяются в зависимости от вида каркаса и, привязок его элементов к координационным осям, требуемых температурных зазоров, а в местах перепада высот еще учитывают и толщину стен.


Смотрите также