Построить стену в компасе 3д


Построение простой детали в КОМПАС 3-D

По просьбам трудящихся повторяем тотже цикл постов про 3D моделирование, только в КОМПАС 3D.

Ну… подарочный КОМПАС 3-D V16 Home руки ещё не дошли скачать, но пост уже родился. Использована версия 12 LT, так что прошу палками, экструдерами и прочим не кидаться :)… хотя… можно покидаться принтерами и расходным материалом ))))))))))))))))))))))))

И так… идём по стопам того, что уже моделировалось, а именно – построение простой детали (посты первый, второй, третий) методом разметки чертежа (эскиза).

Создаём новый документ КОМПАС 3D – «Деталь»:

В появившемся диалоговом окне «Новый документ» выберите пункт «Деталь» и нажмите кнопку ОК. Для создания первого эскиза под операцию «Вращение» воспользуемся одной из стандартных плоскостей, а именно «Плоскость ZY». Для этого выберем или в дереве модели пункт с одноимённым названием: Или прямо в окне модели наглядное изображение данной плоскости: Установите ориентацию вида «Справа»: И доверните пространство модели так, чтобы оси заняли своё нормальное положение, а именно ось Z смотрела вверх, а ось Y – вправо: Для вращения пространства модели необходимо зажать кнопку «Alt» на клавиатуре и нажимать стрелки влево или вправо.

Разметим пространство эскиза при помощи примитива «Вспомогательная прямая».

Выберем соответствующий пункт на панели инструментов «Геометрия»:

Или в главном меню: Инструменты – Геометрия – Вспомогательные прямые – Вспомогательная прямая: Отметим начало координат перекрестием из вертикальной и горизонтальной вспомогательных прямых: Скопируем вертикальную прямую на 20мм вправо. Для этого выделите вертикальную прямую, затем выберите команду «Копия указанием» на панели инструментов «Редактирование»: Или выберите пункт главного меню Редактор – Копия – Указанием: Укажите базовую точку в начале координат (хотя это и не принципиально): А в строке параметров операции укажите величину смещения по оси X – 0, а по оси Y – -20мм: !!!Именно такие параметры обусловлены тем, что мы развернули пространство модели относительно её исходного положения!!!

Скопируем вновь созданную прямую в противоположном направлении на12мм. Её же скопируем на 10мм, а затем результат скопируем вправо на 1мм:

Обратите внимание, что размеры ставить ненужно!!!

Скопируйте горизонтальную прямую на 5, 11, 12 и 15мм вверх:

Построим наклонную прямую, определяющую границу конуса от сверла, проходящую через точку пересечения линий: Введём значение угла 30 градусов:

:)

Выполним обводку контура нашего эскиза при помощи команды «Непрерывный ввод объектов», расположенной на панели инструментов «Геометрия»:

Тоже самое можно было бы сделать и при помощи команды «Отрезок», однако в данной ситуации, когда необходима серия отрезков, построенных по узлам, то воспользуемся непрерывным вводом: Для удобства нарисуем осевую линию. Для этого выберите команду «Отрезок» Проведите его вдоль нижней горизонтальной линии: В появившейся всплывающей панели выберите тип линии «Осевая»: Завершите работу с эскизом нажатием кнопки «Эскиз»: В пространстве модели появится изображение только что созданного эскиза: На панели инструментов «Редактирование детали» выберите команду «Операция вращения»: Или ту же самую команду выберите в меню Операции – Операция – Вращения: Если до этого момента эскиз не был выбран, то его необходимо выбрать в дереве модели.

Подтвердите создание операции. В окне модели отобразится результат:

Для создания второго эскиза выберите плоскость боковой торцевой грани и нажмите кнопку «Эскиз»: Сориентируем вид так, чтобы оси заняли своё нормальное положение: При помощи команды «Спроецировать объект» Спроецируйте торцевую грань кликом на неё.

Из начала координат постройте вертикальную прямую при помощи команды «Вспомогательная прямая» и скопируйте её на 0,5мм вправо:

Из точки пересечения постройте наклонную прямую под углом 30 градусов к вертикальной: Обратите внимание – размеры ставить ненадо!!!

Постройте вдоль полученной линии отрезок, как показано на рисунке:

Выделите отрезок и на всплывающей панели выберите команду «Симметрия»: Укажите две точки, определяющие ось симметрии: Результат представлен ниже: При помощи команды «Усечь кривую»: Обрежьте лишнюю часть спроецированной окружности, чтобы осталась только крышечка над треугольником: Завершите работу с эскизом при помощи кнопки «Эскиз» Сразу же создадим фаски. Для этого на панели инструментов «Редактирование детали» выберите команду «Фаска»: В строке параметров укажите параметры фаски 1х45: И укажите на большую цилиндрическую поверхность: Завершите работу с командой нажатием кнопки в строке параметров или комбинацией клавиш «Ctrl+Enter» на клавиатуре. Результат представлен ниже: При помощи команды «Вырезать выдавливанием» Вырежьте созданный эскиз «Через всё»: Результат представлен ниже: Скопируем полученный вырез. Для этого выберите команду «Массив по концентрической сетке» на панели инструментов «Редактирование детали»: Укажите на операцию «Вырезать элемент выдавливания» в дереве модели или укажите на любую грань полученного выреза непосредственно в дереве модели. Перейдите на вкладку «Параметры» строки параметров операции: Выделите пиктограмму и укажите на большую цилиндрическую поверхность. Тем самым определится ось вращения массива. Укажите значение N2 равное 96 и завершите работу с командой. Результат представлен ниже: Для красоты можно добавить фаску 2х45 градусов на переднем ребре: Обратите внимание, что это не единствено возможный способ построения данной, да и любых других деталей. Позже рассмотрим другой способ.

Спасибо за внимание :) .

Создание детали в КОМПАС-3D - пошаговая инструкция

Создание деталей в КОМПАС не составит для Вас труда, если Вы хорошо ориентируетесь в функционале КОМПАС-График. Основа трехмерного проектирования — создание эскизов, перемещение которых в пространстве и позволяет получить объемные тела. Эскиз можно сравнить с фрагментом, для его построения используются команды построения геометрических примитивов: отрезков, окружностей, прямоугольников и др.

Если же говорить про способы создания детали, то их не так уж и много. Существует 4 формообразующие операции:

  • выдавливания;
  • вращения;
  • по траектории;
  • по сечениям.

Правда, существуют и другие способы построения, но они встречаются намного реже. Например, гибридное моделирование, работа с листовым телом, булевы операции.

Получается любая деталь состоит из простейших объемов, каждый из которых выполнен одной из 4-х формообразующих операций.

С чего начать создание детали

Каждая деталь состоит из последовательности формообразующих операций, формообразующие операции в свою очередь работают на базе эскизов. Первым делом стоит определиться на какие простейшие объемы можно разбить деталь, чтобы каждый из объемов выполнить в отдельной операции и в совокупности получить единую деталь.

Пошаговая инструкция построения детали

Разберем небольшой пример. Нам нужно создать деталь Упор. Конечная модель представлена на скриншоте:

За одну операцию данную деталь не построить, поэтому нужно проанализировать геометрию и определиться на какие части будет поделено тело. Не важно получится у Вас 3 части или 10, Вы должны только определиться: как сделать деталь быстрее и проще. Например, можно у детали Упор построить основание сразу с четырьмя крепежными отверстиями, а можно вначале операцией выдавливания выдавить прямоугольник, а отверстия добавить в следующей операции. Оба варианта будут правильными, главное выбрать удобный и понятный именно Вам.

Лично я данную деталь построил бы в 4 операции, не считая «украшательств» в виде фасок и скруглений. Это были бы:

  • операция выдавливания основания;
  • операция построения на основании усеченного конуса;
  • операция вычитания четырех сквозных отверстий;
  • операция вычитания глухого отверстия.

С последовательностью определились, следующий шаг выбрать плоскость для построения первого эскиза и направление выполнения операции. Плоскость и направление повлияют на последующее отображение данной модели в ассоциативных видах чертежа.

Если выбрать в качестве базовой плоскости для основания системную плоскость ZX, то вид Спереди будет выглядеть вот так:

Если же исходной плоскостью будет плоскость XY, то вид Спереди будет выглядеть вот так:

Ничего страшного в таком представлении нет, просто понадобятся дополнительные действия, чтобы ассоциативный чертеж соответствовал представлению конструктора о расположении видов.

Для правильного построения советуем изначально в пустом файле Детали выбрать нужную ориентацию на Панели быстрого доступа и после этого приступать к построению.

В нашем случае, если в качестве основания принимается прямоугольная бобышка, удобнее всего выбрать вид Сверху и выполнить построение первого эскиза на плоскости ZX.

Эскизы можно строить на плоскостях и плоских гранях. В нашем случае для построения первого эскиза используется системная плоскость ZX. Строить её не нужно, в новой детали системные плоскости: ZX, ZY, XY присутствуют по умолчанию.

Для создания эскиза выбираем плоскость ZX. Сделать это можно либо кликнув по плоскости в окне модели:

Либо указав её в Дереве модели:

Выделив плоскость одним из способов нужно нажать команду «Создать эскиз» . Способов вызова команды несколько. Чаще всего используют вызов с Панели быстрого доступа

Либо с контекстного меню, которое появляется при нажатии правой кнопкой мыши на плоскости

Или с контекстной панели, которая появляется при выделении плоскости

После запуска команды, выбранная плоскость разворачивается в плоскость экрана и доступными становятся команды построения геометрических примитивов. Работу в эскизе можно сравнить с работой во фрагменте или чертеже КОМПАС-График.

Основание нашей детали проще всего выполнить командой «Прямоугольник по центру и вершине», которая расположена в расширенном списке команд «Прямоугольник»

Можно запустить команду «Прямоугольник», а к «Прямоугольнику по центру и вершине» перейти на Панели параметров

После вызова команды необходимо первым кликом указать центр прямоугольника, а вторым указать одну из вершин. Прямоугольник построим произвольных размеров, необходимые значения по горизонтали и вертикали зададим позже проставив управляющие размеры.

Проставим 2 линейных размера. Можно воспользоваться командой «Линейный размер», можно «Авторазмер».

При простановке авторазмера достаточно кликнуть на одном из вертикальных отрезков и в месте расположения размерной надписи, а затем по одному из горизонтальных отрезков и также в месте расположения его размерной надписи.

После простановки размера появляется окно:

В данном окне необходимо ввести значение размера. В нашем случае это 160 у горизонтального размера и 100 у вертикального.

Эскиз готов, 4 сквозных отверстия мы выполним позже, поэтому на данном эскизе их изображать необходимости нет. Если же мы решили бы выполнить отверстия в этой же операции, то нужно было бы построить следующий эскиз:

Выполнив построения в эскизе можно сразу перейти к формообразующей операции. В нашем случае — это операция выдавливания:

Кликаем по команде «Элемент выдавливания» и вводим необходимые значения на Панели параметров. В нашем случае нет уклона, тонкой стенки или еще каких-либо дополнительных атрибутов. Нужно указать только высоту выдавливания. В нашем примере высота=20.

Вводим значение 20 в ячейку «Расстояние» на Панели параметров

Подтверждаем операцию кнопкой «Создать объект» или нажав колесо на мышке. В итоге получаем следующее тело:

Основание построено, для последующих эскизов можно использовать плоские грани основания. Способов создавать эскизы и операции несколько, в текущем примере мы рассмотрим один, чтобы не перегружать статью.

Построив основание «сбрасываем» команду «Элемент выдавливания» клавишей Esc или кнопкой «Отмена» на Панели параметров . Если не «сбросить» команду, то последующий выбор грани приведет к её выдавливанию, придется переходить на эскиз через Панель параметров, а такой способ в данной статье мы не рассматриваем.

Выделяем верхнюю грань основания и запускаем команду «Создать эскиз» любым из способов, которые были рассмотрены в данной статье. Например из контекстной панели

В открывшемся эскизе строим окружность произвольного размера. Центр окружности размещаем в начале координат. Для построения окружности используем команду «Окружность»

После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 70.

Непосредственно из эскиза переходим на операцию выдавливания, запустив команду «Элемент выдавливания»

На Панели параметров задаем Расстояние = 60 и Угол = 4 (если у угла нужно сменить направление, то нажимаем «Сменить направление» ), нажимаем «Создать объект» или колесо мыши. В итоге получаем:

Следующий шаг — добавить на деталь отверстия и скругления. Начнем с отверстий. Выделим верхнюю грань основания и создадим новый эскиз. Способы вызова команды рассматривали ранее, поэтому останавливаться подробнее на этом не будем.

В эскизе выполняем построение четырех окружностей. Как вариант начертить 1 шт., а остальные получить командой «Зеркально отразить».

Для построения окружности используем команду «Окружность»

После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 15.

Также ставим 2 размера от начала координат — один вертикальный, другой горизонтальный. Значение вертикального размер 35, горизонтального 65.

Построим в эскизе оси симметрии, которые необходимы нам для симметричного переноса построенной окружности. Оси построим командой отрезок, со стилем линии «Осевая». Длина отрезков не играет роли, главное получить одну горизонтальную ось и одну вертикальную. Точка привязки осей- начало координат.

Берем команду «Отрезок»

На Панели параметров ставим стиль линии «Осевая»

Строим 2 отрезка произвольной длины — один вертикальный, второй горизонтальный. Точка привязки начальной точки отрезков — начало координат.

Выполнив вспомогательные построения перейдем непосредственно к получению копий. Выделим окружность и запустим с инструментальной панели Изменение геометрии команду «Зеркально отразить»

Укажем одну из построенных осей. В итоге произойдет симметричное копирование и эскиз будет выглядеть вот так:

Прервем команду, выделим уже обе окружности (удерживая клавишу Ctrl или Shift), вновь запустим команду «Зеркально отразить» и укажем вторую из построенных осей (если вначале указывали вертикальную ось, то теперь укажем горизонтальную). Получим еще 2 копии, эскиз будет выглядеть так:

Не выходя из эскиза, запустим команду «Вырезать выдавливанием» с инструментальной панели Элементы

На Панели параметров сменим способ на «через все»

Нажмем кнопку «Создать объект» или подтвердим команду нажатием на колесо мыши.

В итоге получим деталь с четырьмя отверстиями

Аналогично будет построено центральное отверстие. Из особенностей — отверстие не сквозное, поэтому на Панели параметров команды «Вырезать выдавливанием» нужно будет указывать конкретное расстояние, в нашем случае это 60 мм.

На верхней гране усеченного конуса создаем эскиз

В Эскизе строим окружность диаметром 50 мм., центр окружности привязываем к началу координат. Стиль линии — «основная». Если у Вас с прошлой операции построения осей стиль линии остался «осевая», то необходимо изменить его на Панели параметров

Не выходя из эскиза запускаем команду «Вырезать выдавливанием» и на Панели параметров указываем глубину выдавливания 60 мм.

После указания параметров нажимаем «Создать объект» или подтверждаем команду нажатием на колесо мыши.

Деталь должна выглядеть следующим образом:

Осталось указать на детали скругления и фаски.

Выбираем команду «Скругление» с инструментальной панели Элементы тела

Задаем на Панели параметров радиус скругления. В нашем случае у вертикальных ребер основания радиус равен 10 мм. Кликаем по всем четырем ребрам, в итоге получаем вот такое изображение:

Для удобства указания ребер, чтобы не крутить модель можно было перейти в режим отображения «Каркас»

Деталь будет выглядеть в виде скелета и указывать невидимые в режиме «Полутоновое» ребра

станет легче

В дальнейшем можно перейти обратно на полутоновое отображение или выполнять построения дальше в «Каркасе». Мы перейдем обратно в «Полутоновое»

Выполним скругление верхних ребер основания и ребра между основанием и усеченным конусом. Для этого запустим вновь команду «Скругление» на Панели параметров зададим радиус 5 мм. и укажем необходимые ребра:

Верхние ребра основания представляют собой замкнутый контур и расположены они по касательной друг к другу, поэтому можно указать только одно из ребер. Подтвердим построения кнопкой «Создать объект» или нажатием на колесо мыши.

Осталось построить фаски, но данное построение оставим Вам в качестве домашней работы. Скажу только, что фаска строится аналогично скруглению — также нужно указывать ребра, а вместо радиуса задавать длину и угол или длины двух катетов фаски. Сама команда находится в расширенном списке команды «Скругление»

Деталь построена.

Построение обьектов | Эквидистанта в Компас-3d © Студия Vertex

В этой статье:

Построение точек

Построение точек в программе КОМПАС-ЗD в основном обосновано тем, чтобы можно было легче измерять специфические расстояния или строить другую геометрию, опираясь на точки. Точки можно строить несколькими способами, о которых будет сказано ниже. Построение точек возможно из меню Инструменты Геометрия Точки.

Кнопка Точка 3 предназначена для построения произвольно расположенной точки. Ее можно установить, назначив координаты на панели параметров или указав мышкой в графическом окне место расположения.

Кнопка Точки по кривой  предназначена для построения массива равномерно расположенных на кривой (или прямой линии) точек. На панели параметров необходимо ввести целое число в поле Количество участков (участки между точками) и выбрать стиль отображения точек из выпадающего меню Стиль. После этого нужно выбрать кривую. Если будет выбрана замкнутая кривая, то дополнительно потребуется указать начальную точку в полях с координатами Точка на кривой для построения массива точек. Начальную точку проще выбрать в графическом окне — на геометрии кривой или рядом с ней.

Кнопка Точки пересечения двух кривых  предназначена для построения всех точек пересечения двух кривых. Для этого необходимо выбрать сначала одну кривую, а затем другую кривую. Если включена кнопка Auto  на панели параметров, то можно выбирать следующую пару кривых для построения точек их пересечения. Если кнопка   отключена, то для указания новой пары кривых нужно нажать кнопку Указать заново.

Кнопка Все точки пересечений кривой  предназначена для построения точек пересечения указанной кривой со всеми другими кривыми, находящимися в текущем и активных слоях.

Кнопка Точка на заданном расстоянии  предназначена для построения одной или нескольких точек в указанном направлении с равным шагом. На панели параметров необходимо задать расстояние от исходной точки в поле Расстояние и целое число в поле Количество точек. После этого нужно выбрать кривую и на ней указать точку начала построения массива точек. Затем нужно выбрать направление построения точек, перемещая мышку в необходимую сторону от исходной точки в графическом окне. Для закрепления выводимого на экране результата нажмите левую кнопку мыши или клавишу Enter. Расстояние между всеми точками этого массива будет равно числу, введенному в поле Расстояние.

Построение вспомогательных прямых линий

Вспомогательные прямые линии предназначены для промежуточных геометрических построений (расчетов) и опоры для построения других геометрических объектов. Важной их особенностью является то, что они не печатаются на принтере. Построение вспомогательных прямых возможно из меню Инструменты Геометрия Вспомогательные прямые. Типы вспомогательных прямых и способы их построения перечислены ниже:

  • Кнопка Перпендикулярная прямая  предназначена для построения перпендикулярных прямых (перпендикулярно другим объектам) с возможностью строить или не строить точки на пересечениях других геометрических объектов с помощью кнопок. Для построения перпендикулярной прямой необходимо указать кривую или прямую линию, от которой будет строиться эта перпендикулярная прямая. Затем нужно указать точку на экране или на панели параметров, через которую эта прямая будет проходить. Если выбрана кривая в качестве исходной геометрии, то программа может предложить несколько вариантов построения перпендикулярной прямой. Для выбора одного из них или всех вместе необходимо использовать кнопки Предыдущий или Следующий объект  или, указывая мышкой на каждый нужный вариант, нажимать левую кнопку мыши.

  • Кнопка Касательная прямая через внешнюю точку  предназначена для построения касательных прямых (касательно к кривой) с возможностью строить или не строить точки на пересечениях других геометрических объектов с помощью кнопок  . Для построения касательной прямой необходимо указать кривую, от которой будет строиться эта касательная прямая. Затем нужно указать точку на экране или на панели параметров, через которую эта прямая будет проходить. В некоторых случаях программа может предложить несколько вариантов построения касательной прямой. Для выбора одного из них или всех вместе необходимо использовать кнопки Предыдущий или Следующий объект  или, указывая мышкой на каждый нужный вариант, нажимать левую кнопку мыши.

  • Кнопка Касательная прямая через точку на кривой  предназначена для построения касательных прямых (касательно к кривой) с возможностью строить или не строить точки на пересечениях других геометрических объектов с помощью кнопок  . Для построения касательной прямой необходимо указать кривую, от которой будет строиться эта касательная прямая. Затем нужно указать точку на экране или на панели параметров, через которую эта прямая будет проходить. Если точка не принадлежит кривой, то программа определяет проекцию этой точки на кривую и в этом месте присоединяет касательную линию.

Кнопка Прямая, касательная по 2 кривым  предназначена для построения касательных прямых (касательно к 2 кривым) с возможностью строить или не строить точки на пересечениях других геометрических объектов с помощью кнопок  . Для построения касательной прямой необходимо последовательно указать 2 разных кривых, по которым будет строиться эта касательная прямая. В некоторых случаях программа может предложить несколько вариантов построения касательной прямой. Для выбора одного из них или всех вместе необходимо использовать кнопки Предыдущий или Следующий объект  или, указывая мышкой на каждый нужный вариант, нажимать левую кнопку мыши.

  • Кнопка Биссектриса  предназначена для построения биссектрисы угла между 2 прямыми линиями с возможностью строить или не строить точки на пересечениях других геометрических объектов с помощью кнопок. Для построения биссектрисы необходимо последовательно указать 2 прямых линии. Программа предложит 2 варианта построения биссектрисы. Для выбора одного из них или всех вместе необходимо использовать кнопки Предыдущий или Следующий объект  или, указывая мышкой на каждый нужный вариант, нажимать левую кнопку мыши. Если линии параллельны, то программа предложит 1 вариант биссектрисы — построит линию, проходящую между ними на равном расстоянии.

Построение отрезков

Построение прямых отрезков возможно из меню Инструменты → Геометрия → Отрезки. Типы отрезков и способы их построения перечислены ниже:

Металлоконструкции? С Компас-3D это просто. | Статьи

Несмотря на заявления хейтеров, Компас-3D на самом деле прекрасная CAD-система. И с каждой версией она становится всё лучше и лучше. С версии 16 я сразу перепрыгнул на версию 18 и был приятно удивлен обилию новых возможностей. До недавнего времени я работал на производстве металлоконструкций, преимущественно из листового металла и металлопроката.
К чему я веду? В Компас-3D версии 18 предусмотрена возможность быстрого построения металлоконструкций из металлопроката. И об этом пойдет сегодня речь.
Как мы обычно проектируем в Компас-3D? Выбираем плоскость, создаем эскиз, выдавливаем или вырезаем его и снова по кругу.
Для создания металлоконструкций предусмотрен инструмент создания каркаса "Трехмерный каркас", аналогичный инструменту "эскиз", но в отличии от эскиза позволяющий строить объемный каркас.

Плоская картинка не способна отобразить объем, поэтому для демонстрации объемного каркаса я создал анимацию.

Использовать инструмент "Трехмерный каркас" несколько неудобно. Но пользоваться трехмерным каркасом вовсе не обязательно. Можно использовать привычный плоский эскиз (в таком случае и металлоконструкция получится плоской).
Для наглядного примера я построил ферму в виде эскиза. Ферма состоит из отрезков, я не использовал дуги и кривые, но и их можно использовать (пример с дугой в конце статьи).

Теперь необходимо заполнить каркас элементами металлопроката. Для этого необходимо в выпадающем списке выбрать "Моделирование металлоконструкций".

Верхняя панель изменится в соответствии с выбранным пунктом выпадающего меню.

Что бы заполнить созданный эскизом каркас необходимо выбрать "Профиль по кривой". Слева откроются параметры создания профиля профиля по кривой.

Клик по ссылке (синяя надпись с подчеркиванием устойчиво ассоциируется со ссылками, олдфаги поймут) "Сортамент" откроет окно каталога, в котором необходимо выбрать необходимый тип и размер металлопроката.

Теперь кликом по элементам эскиза можно выбрать отрезок, вдоль которого будет расположен элемент металлопроката. Отрезок на эскизе имеет максимально тонкую толщину, а металлопрокат имеет вполне определенную форму и размер. Чтобы правильно разместить металлопрокат вдоль отрезка предусмотрено несколько инструментов. Во-первых: можно вращать элемент металлопроката на произвольный угол. Во-вторых: можно расположить металлопрокат относительно отрезка в одной из девяти позиционирующих точек. В-третьи: если ни одна из девяти позиционирующих точек не подходят для размещения элемента металлопроката, то можно сместить элемент металлопроката относительно позиционирующей точки в двух направлениях.
Все манипуляции можно контролировать на чертеже при помощи фантома.

Совет: поскольку повторный вызов профиля по кривой открывается с предыдущими настройками, то я рекомендую выбирать подобные элементы эскиза по очереди, лежащие на одной прямой и параллельные. Например, проектируя элемент фермы я по очереди выбрал три нижних горизонтальных отрезка, затем два верхних, затем три наклонных параллельных и, наконец, три оставшихся наклонных параллельных отрезка.

Уже выглядит как ферма, но это ещё не всё. Взгляните на стык трёх швеллеров. Изготовить такую конструкцию невозможно, швеллеры как бы проникают друг в друга. Необходимо состыковать их должным образом.

Один из способов стыковки - угловая разделка. После активации этой функции необходимо выбрать два пересекающихся элемента металлопроката и... готово. Рекомендую использовать дополнительный параметр "зазор". Зазор необходим для полного провара стыков.

Взгляните как стал выглядеть стык. Но горизонтальный швеллер по прежнему пронизывает один из швеллеров углового стыка.

Для того, чтобы подрезать горизонтальный швеллер я использую функцию "Стыковая разделка". Я выбираю элемент который необходимо подрезать, это горизонтальный швеллер, он становится полупрозрачным фантомом. Затем я кликаю на "Формообразующий профиль" и выбираю прилегающий наклонный швеллер, он окрашивается красным (я мужчина и различаю 16 цветов, так что пусть будет красный). Также я задал зазор под провар и завершил операцию зеленой галочкой.

Теперь стык всех трех швеллеров выглядит как надо.

На следующем скриншоте отчетливо видны зазоры для сварки.

Повторяем процедуру для всех стыков.
Следующая полезная возможность - генерация косынок (ребер жесткости). После активации функции "Ребро жесткости" достаточно выбрать две прилегающие грани и косынка будет создана автоматически.

Косынку можно сместить к одной из сторон прилегающих граней, сместить относительно прилегающих граней, задать толщину, выбрать одну из трех форм и задать размеры кликнув на кнопку "Размеры…"

Далее еще одна полезность - можно создать пластину, которая будет выполнять функцию ребра жесткости или закладной. Если ребро жесткости генерируется относительно выбранных граней, то пластину программа всегда стремится создать прямоугольной формы. Но форму пластины можно изменить, начертив её при помощи эскиза. Обратите внимание на фантом пластины на следующем скриншоте, эта пластина создана эскизом.

Так же пластину можно повернуть, сдвинуть, задать её толщину.

Существует еще один способ построения профиля - "Профиль по точкам". Допустим, что в модели уже есть несколько профилей и необходимо разместить профиль между ними. Для этого не обязательно строить трехмерный каркас или создавать эскиз, достаточно выбрать две точки на разных профилях, через которые будет проходить образующая прямая профиля.

Как и в случае с профилем по кривой доступны инструменты выбора сортамента и манипуляции профилем: выбор позиционирующей точки, смещение относительно позиционирующей точки и поворот профиля.

Для примера я создал прямоугольник в эскизе и разместил вдоль отрезков профиль. Затем выбирая необходимые точки я строю дополнительные профили, провожу с ними операции стыковой и угловой разделки.

Ну и напоследок, приведу пример построения перил для лестницы. Данные перила были смоделированы буквально за 10 минут, все стыки труб выполнены при помощи функций стыковой и угловой разделки, а пластины используются как закладные.

Заключение. С каждой новой версией Компас становится всё круче, появляются не только сверхсложные возможности (как, например, топологическая оптимизация), но и возможности снижающие порог вхождения в трехмерную разработку.
P.S. Я рассмотрел не все возможности приложения “Моделирование металлоконструкций”, ведь цель этой статьи познакомить вас с этой замечательной возможностью программы Компас-3D, а не заменить “хелп” встроенный в программу.

КОМПАС-3D Home для чайников. Основы 3D-проектирования. Часть 3.

Сегодня речь пойдёт об использовании кинематической операции и немного о параметризации, также мы создадим вспомогательную плоскость. Напомню, что в первой части: http://3dtoday.ru/blogs/kompas-3d/kompas3d-home-for-dummies-the-basics-of-3d-design-part-1/ я рассказал об основах работы в КОМПАС-3D Home. Во второй части: http://3dtoday.ru/blogs/kompas-3d/kompas3d-home-for-dummies-the-basics-of-3d-design-part-2/ - подробно о создании тел вращения.

Для начала выполним операцию вращения.

Постройте в плоскости ZY такой эскиз:

Если у вас есть проблемы с построением эскиза, изучите ещё раз вторую часть наших заметок, там подробно описано создание тел вращения. Если вы не смогли самостоятельно построить размеры, то постройте пока отрезки произвольно.

Переключим тип построения на «Тороид».

Перейдем на вкладку «Тонкая стенка» и установим значение толщины 5 мм.

Должен получится подобный стакан:

Параметрический эскиз

Сделаем из стакана кружку. Для этого нам нужно построить ручку.

Создадим ещё один эскиз в плоскости ZY:

Перейдем на вкладку «Параметризация» и включим отображение ограничений и степеней свободы:

Перейдем на панель «Геометрия» и запустим команду «Сплайн по полюсам».

Произвольно построим шесть точек сплайна, желательно получить подобную подковообразную кривую:

Важной частью параметризации объектов является наложение геометрических ограничений.

Снова перейдем на вкладку «Параметризация».

Запустим команду «Выровнять точки по вертикали»:

Укажите крайние точки кривой. В данном случае указываю сначала верхнюю:

...затем нижнюю точку:

Выровняйте попарно остальные точки:

Переходим к расстановке размеров.

Чтобы полностью параметризовать объект, необходимо наложить на него все необходимые размеры.

Активируем панель «Размеры»:

Запускаем команду «Авторазмер»:

Указываем крайние точки кривой:

В появившемся окне вписываем значение 70 мм и название переменной «L». Использование переменной облегчит нам дальнейшие построения.

Переменные позволяют менять форму параметрических объектов без дополнительных построений, используя только изменение значений переменных.

Указываем следующую пару точек и задаем размер «L-10», т. е. в данном случае мы получим значение размера 60 мм. Переменную можно не переназывать, в дальнейшем она нам не понадобится.

Указываем третью пару точек и задаем размер «L-20».

Теперь укажем крайнюю левую и крайнюю правую точки кривой:

Обратите внимание, что размер расположен неровно. Поднимите курсор мыши повыше, чтобы размер стал горизонтальным:

Установите значение размера 40 мм и название переменной «B»:

Указываем размер между средней и правой точками и и задаем размер «B/2»:

Теперь необходимо спозиционировать эскиз относительно остальной части детали.

Укажем нижнюю правую точку кривой и начало координат.

Чтобы указать начало координат, воспользуемся комбинацией клавиш «Ctrl+0»(Ноль):

Установите размер горизонтально и задайте значение размера 37 мм:

Обратите внимание, что после появления этого размера на всех точках эскиза исчезла одна степень свободы.

Самостоятельно установите вертикальный размер 15 мм от начала координат.

Обратите внимание, что у части точек всё ещё остается степень свободы.

Установите ещё два вертикальных размера по 5 мм, чтобы убрать все степени свободы:

Эскиз полностью определен. Теперь можно выйти из режима эскиза. Нажмите кнопку в правом верхнем углу.

Теперь вернитесь в первый эскиз и проставьте размеры, если ранее не смогли.

Эскиз должен стать таким:

Не забудьте установить ограничения «горизонтальность» на горизонтальный отрезок и «вертикальность» на вертикальный отрезок и ось вращения:

Кинематическая операция

Переходим на панель «Вспомогательная геометрия»:

Запускаем команду «Плоскость через вершину, перпендикулярно ребру»:

Укажем в качестве ребра Эскиз:2.

Затем укажем начальную точку кривой:

Появилась вспомогательная плоскость:

Создайте в плоскости эскиз и самостоятельно постройте эллипс с центром в начале координат эскиза.

Размеры приведены на картинке:

Запускаем команду «Кинематическая операция»:

Указываем эллипс(Эскиз:3), затем кривую(Эскиз:2). Нажимаем кнопку Создать объект:

В результате получается подобная кружка:

Сохраняем в Stl. Устанавливаем параметры: 'Максимальное линейное отклонение' 0.1 мм, 'Максимальное угловое отклонение' 0.5 градуса.

Эти настройки позволят получить объект с приемлемой гладкостью и небольшого размера:

Поздравляю! Вы создали свою первую деталь с использованием кинематической операции и параметризации!

КОМПАС-3D Home для чайников. Основы 3D-проектирования. Часть 9. Создание вентиляционной решетки

В этой статье мы разберём, как построить вентиляционную решетку. При построении мы будем использовать массив по сетке.

Напомню, что в первой части я рассказал об основах работы в КОМПАС-3D Home и операции выдавливания. Во второй части - подробно о создании тел вращения. В третьей части - об использовании кинематической операции и немного о параметризации. В четвертой части - об операции по сечениям. А в пятой части я рассказал о параметрическом массиве. В шестой части мы сделали форму для отливки с помощью булевой операции «Вычесть компоненты». В седьмой части мы научились работать со слоями и текстом. А в восьмой освоили параметрический массив с заданием шага изменения значений переменной.

Данную статью прислал наш пользователь Кирилл Морозов Мы ее немного доработали и придали соответствие стилистике наших уроков.

Создадим новую деталь, в плоскости XY построим эскиз.

Выдавливаем эскиз на 10 мм. На одной из граней получившегося креста строим эскиз. Выполняем операцию вырезать выдавливанием на 25 мм. Строим массив по концентрической сетке на основе операции вырезать выдавливанием, в качестве оси массива указываем Ось Z. Создаем на верхней грани эскиз и строим в нем окружность диаметром 2 мм. Выдавливаем полученный эскиз на 2 мм. Строим на верхней грани цилиндра скругление радиусом 1 мм. Строим в плоскости ZX эскиз: Выполняем операцию вращения на 45 градусов в прямом направлении. Строим на верхней грани получившегося «лепестка» скругление радиусом 1 мм. Строим массив по концентрической сетке на основе «лепестка» и его скругления. Ось массива — ось Z, количество элементов 5 штук. Строим в плоскости XY отрезок под углом 45 градусов. Он понадобится нам в качестве направляющей. Запускаем команду массив по сетке, последовательно указываем в дереве все построенные ранее операции, указываем в качестве направления эскиз, построенный ранее. Устанавливаем число элементов 6, шаг 40 мм. Для второй оси устанавливаем угол раствора 90 градусов, число элементов 6, шаг 40 мм. Получаем результат: Строим в плоскости XY эскиз, как на рисунке: Выполняем на основании эскиза операцию выдавливания на расстояние 10 мм. Строим скругление радиусом 3 мм по краю получившейся плитки. Выполняем на верхней грани операцию придания толщины или операцию выдавливания на 5 мм. Строим на верхней грани такой или подобный эскиз: Выполняем операцию вырезать выдавливанием на 3 мм: Строим подобный узор: Если вы не можете построить узор самостоятельно, найдите картинки с узорами с помощью поисковика (искать можно узор или орнамент) и воспользуйтесь рекомендациями из урока 6:

http://3dtoday.ru/blogs/kompas-3d/kompas3d-home-for-dummies-the-basics-of-3d-design-part-7-creating-a-mo/

Выдавливаем узор, при необходимости строим скругления.

Запускаем команду «Средняя плоскость» с панели «Вспомогательная геометрия», указываем правую и левую грани плитки. Аналогичную операцию проделываем для другой пары граней. Запускаем команду «Ось пересечения плоскостей» с панели «Вспомогательная геометрия», указываем построенные плоскости. Строим массив по концентрической сетке — указываем элементы узора и ось пересечения плоскостей, число элементов массива — 4 штуки. Получается решетка. Сохраняем в Stl с использованием следующих настроек. Поздравляю! Вы создали вентиляционную решетку! Скачать КОМПАС-3D Home можно по ссылке:

http://kompas.ru/kompas-3d-home/download/

КОМПАС-3D Home для чайников. Основы 3D-проектирования. Часть 14. Эргономичный фломастер.

В этой статье мы разберём, как построить эргономичный фломастер. При построении мы будем использовать поверхность по сети кривых, моделирование по картинке, усечение кривых с помощью секущего отрезка, установим сопряжения поверхностей и проверим гладкость модели с помощью режима проверки гладкости.

По аналогии с фломастером можно построить, например 3D-ручку. Для этого надо будет немного увеличить размеры.

Напомню, что в первой части я рассказал об основах работы в КОМПАС-3D Home и операции выдавливания. Во второй части - подробно о создании тел вращения. В третьей части - об использовании кинематической операции и немного о параметризации. В четвертой части - об операции по сечениям. А в пятой части я рассказал о параметрическом массиве. В шестой части мы сделали форму для отливки с помощью булевой операции «Вычесть компоненты». В седьмой части научились работать со слоями и текстом. В восьмой части освоили параметрический массив с заданием шага изменения значений переменной. В девятой части построили вентиляционную решетку. В десятой скребок с помощью поверхностного моделирования. В одиннадцатой мыльницу с помощью операции оболочка. В двенадцатой колесо с протектором. А в тринадцатой держатель для бумажных полотенец.

В качестве ориентира возьмем такие симпатичные фломастеры.

Наш дизайн будет выглядеть так. Скопируем эту картинку из браузера. Создадим деталь.

Так как мы будем строить деталь с помощью поверхностного моделирования и потребуется визуальная оценка качества объекта, настроим качество отображения:

Меню Сервис — Параметры — Текущая деталь — Точность отрисовки и МЦХ.

Выставим ползунок «Точность отрисовки» в крайнее правое положение. Нажмём ОК.

Создадим эскиз в плоскости XY и вставим картинку из буфера обмена в КОМПАС-3D.

Построим отрезок, равный по длине размерной линии, и установим размер этого отрезка.

Редактируем картинку. В поле масштаб вводим значение 180/764 (Размер на картинке, деленный на длину измеренного отрезка).
Вам нужно будет ввести число 180, деленное на получившийся у вас размер.
Перенесем изображение в начало координат. Отрезок с размером можно удалить. Выйдем из режима эскиза. Создадим в той же плоскости новый эскиз. Обводим носовую часть, точнее её верхнюю половину (под операцию вращения). Построение проще всего начать с вертикального отрезка 20 мм. Затем из середины этого отрезка построить горизонтальную осевую линию. Обратите внимание, что дуга построена по касательной к отрезку. Не забудьте изменить стиль осевой линии и отрезка 20 мм. Создадим ещё один эскиз в плоскости XY.

Строим хвостовую часть. Построение начинаем с отрезка 16 мм, затем строим из середины отрезка перпендикулярную к нему осевую(отрезок) и проводим дугу. Не забудьте изменить стиль осевой линии и отрезка 16 мм.

Строим операцию вращения на основе эскиза «носовой» части. Установим тип «Тороид», Прямое направление и угол 180 градусов. Строим операцию вращения на основе эскиза «хвостовой» части с теми же параметрами. Создадим ещё один эскиз в плоскости XY.

Запускаем команду Сплайн по точкам с панели «Геометрия».

Постройте Сплайн по точкам, чтобы он максимально совпадал с изображением верхнего ребра маркера на подложке. Обратите внимание, что последняя точка сплайна должна лежать на крайней точки операции вращения. Аналогично строим второй сплайн по нижнему ребру. Строим между начальными точками сплайнов отрезок, делаем его вертикальным и выравниваем его по вертикали с краем «носовой» операции вращения. Строим вертикальный отрезок через начало координат. Запускаем команду «Усечь кривую» с панели Редактирование. Выбираем режим «Оставлять указанный участок» и указываем созданный вертикальный отрезок. Запускаем команду «Касание» с панели Параметризация и указываем сплайны и нижнее ребро поверхности вращения. Выходим из режима эскиза. Запускаем команду «Плоскость через ребро параллельно/перпендикулярно грани» с панели «Вспомогательная геометрия». Устанавливаем положение плоскости Перпендикулярно. Указываем плоскость XY и ближайший к носовой части отрезок. Строим эскиз на полученной плоскости.

Проецируем в эскиз отрезок, на котором построена плоскость.

Строим из середины отрезка окружность. Вторую точку окружности указываем на конце отрезка. Усекаем половину окружности. Выходим из режима эскиза. Создадим эскиз в плоскости ZY.

Проецируем в эскиз отрезок, на котором построена плоскость.

Запускаем команду Сплайн по полюсам. Строим сплайн из восьми точек: крайние на концах отрезка, остальные произвольно. Выравниваем крайние точки по вертикали. Выравниваем по горизонтали первую и вторую точки и последнюю с предпоследней.

Это необходимо для того, чтобы при зеркалировании поверхности получить гладкий стык.

Выравнивание по горизонтали пар крайних точек сплайна необходимо для того, чтобы при зеркалировании поверхности получить гладкий стык.
Проставим горизонтальные размеры. Простановку удобнее начинать с меньшего размера, чтобы сплайн не перегибался. Проставим вертикальные размеры. На точках сплайна ещё остались степени свободы. Чтобы убрать их, поставим размер от середины отрезка до точки с размером 12 мм. Можно указать размер 6 мм или выражение, в данном случае V69/2. Аналогично строим второй размер. Все степени свободы убраны. Все размеры расставлены. Выходим из режима эскиза. Запускаем команду «Поверхность по сети кривых». Указываем оба сплайна. Меняем направление. Указываем (от хвоста к носу) сначала ребро поверхности вращения, затем два построенных эскиза. Переключаемся на вкладку «Сопряжения». Для границы 1 (она выбрана по умолчанию) кликнем по плоскости XY и установим условие сопряжения «Перпендикулярно». Для границы 3 также установим условие перпендикулярности к плоскости XY. Для границы 4 укажем поверхность вращения и установим условие сопряжения «По касательной». Создадим поверхность. Создадим эскиз в плоскости ZX.

Построим сплайн так, чтобы пересечение сплайна с поверхностью совпадало с крайними точками прорези на картинке.

Образмерим этот сплайн, стараясь не менять получившихся размеров. Строим поверхность выдавливания по средней плоскости на расстояние 80 мм. Запускаем команду «Усечение поверхности» и указываем в качестве поверхности Поверхность выдавливания, в качестве секущего объекта Поверхность по сети кривых. Усекаем всё вокруг тела фломастера. Вновь запускаем команду «Усечение поверхности» и указываем в качестве поверхности Поверхность по сети кривых, в качестве секущего объекта Поверхность выдавливания. Усекаем место под прорезь. У нас осталось незаполненным место между носовой частью и поверхностью по сети кривых. Запускаем команду «Заплатка» и указываем в дереве Эскиз:5. Заплатка сама подхватит рёбра эскиза. Запускаем команду «Усечение поверхности» и указываем в качестве поверхности Заплатку, в качестве секущего объекта Поверхность вращения. Усекаем внутреннюю часть заплатки. Запускаем команду «Сшивка поверхности» и указываем все пять созданных поверхностей. Опция «Создавать тело» должна быть выключена. Запускаем команду «Скругление», активируем опцию «С постоянной хордой». Устанавливаем размер 2 мм и указываем ребро прорези. Запускаем команду «Зеркальный массив». Указываем Сшивку поверхностей и Плоскость XY. Запускаем команду «Сшивка поверхности» и указываем половинки фломастера. Активируем опцию «Создавать тело». В дереве переключаемся на режим «Отображение структуры модели», раскрываем список «Тела» и нажимаем правой кнопкой на Поверхность 1, выбираем «Свойства тела». Установим Прозрачность 30-40% и цвет, как у исходного объекта. Видно, что объект соответствует габаритам изначального рисунка. Не хватает только прорезей, построим их чуть позже. Сначала проверим гладкость. Скроем все вспомогательные объекты. Запустим «Режим проверки гладкости». Смотрим на переходы в верхней части. и в нижней части. Линии непрерывны — стык получился гладким. Смотрим переход к хвостовой части. Направление линий меняется, но ширина линий остается непрерывной — стык получился касательным.
Проверка гладкости поможет вам определить качество стыков поверхностей
Выключаем режим проверки гладкости. В свойствах тела убираем прозрачность (устанавливаем ползунок на ноль). Отключаем в дереве режим «Отображение структуры модели». Создадим смещенную плоскость на расстоянии 20 мм от плоскости XY. Создадим в ней эскиз. Проецируем внутреннее ребро прорези. Запускаем команду 'Эквидистанта кривой' с панели 'Геометрия'. Устанавливаем тип «С правой стороны» (чтобы эквидистанта была с внутренней стороны контура) и радиус 1 мм. Строим вертикальный отрезок с длиной, превышающей высоту прорези. Строим горизонтальную прямую. Выделяем отрезок. Запускаем команду «Копия по кривой» с панели «Редактирование». Устанавливаем шаг 2 мм, количество копий 24, режим «Удалять исходные объекты». Указываем верхнюю точку отрезка для выбора точки копирования, затем прямую для выбора направления. Снова указываем верхнюю точку отрезка для выбора начальной точки вставки. Завершаем команду. Запускаем команду «Усечь кривую» с панели Редактирование. Выбираем режим «Оставлять указанный участок», подводим курсор чуть левее первого отрезка и, зажав левую кнопку, строим секущий отрезок через все вертикальные отрезки. Меняем стиль спроецированной кривой и её эквидистанты на тонкую линию.

Вспомогательную прямую можно удалить.

Запускаем команду «Вырезать выдавливанием» с панели «Редактирование детали».

Переключаемся на вкладку «Тонкая стенка» и устанавливаем тип «Средняя плоскость» и толщину 1 мм.

Возвращаемся к вкладке «Параметры».

Устанавливаем Прямое направление, способ построения «До поверхности», указываем поверхность прорези и устанавливаем расстояние продолжения выреза за объектом 1 мм.

Запускаем команду «Зеркальный массив». Указываем Операцию вырезания, плоскость XY и устанавливаем опцию «Геометрический массив». Опция «Геометрический массив» необходима, чтобы операция вырезания при зеркалировании не прорезала весь объект насквозь до поверхности, а только зеркально повторила форму изначального выреза. Получившийся фломастер полностью соответствует задуманному дизайну. Сохраняем стойку в Stl с использованием следующих настроек: Теперь вы можете оценить эргономические свойства данного фломастера. Поздравляю! Вы создали свой первый объект по заранее разработанному дизайну.

Скачать КОМПАС-3D Home можно по ссылке:

http://kompas.ru/kompas-3d-home/download/

КОМПАС-3D Home для чайников. Основы 3D-проектирования. Часть 4.

В этой статье мы разберём ещё одну формообразующую операцию — операцию по сечениям. Для построения будем использовать сборку, сопряжения и контекстное редактирование модели. Также воспользуемся режимом сечения модели для проверки собираемости модели.

Напомню, что в первой части: http://3dtoday.ru/blogs/kompas-3d/kompas3d-home-for-dummies-the-basics-of-3d-design-part-1/ я рассказал об основах работы в КОМПАС-3D Home. Во второй части http://3dtoday.ru/blogs/kompas-3d/kompas3d-home-for-dummies-the-basics-of-3d-design-part-2/ - подробно о создании тел вращения. В третьей части http://3dtoday.ru/blogs/kompas-3d/kompas3d-home-for-dummies-the-basics-of-3d-design-part-3/ - об использовании кинематической операции и немного о параметризации.

Итак, построим переходник с вентилятора на пластиковую канализационную трубу диаметром 110 мм.

Для чего может пригодиться данная деталь? Допустим, вам надоело дышать испарениями от принтера и вы захотели сделать вентиляцию для отведения вредных газов. Один из самых простых способов — накрыть принтер картонной или фанерной коробкой с компьютерным вентилятором и трубой для отведения на улицу или в вентиляционную систему многоквартирного дома. С таким переходником вы сможете использовать стандартный компьютерный вентилятор и стандартные пластиковые канализационные трубы, которые есть в любом магазине сантехники.

Вентилятор я скачал отсюда: http://www.vmasshtabe.ru/mashinostroenie-i-mehanika/priborostroenie/ventilyator-120mm.html Вам скачивать его не обязательно. От вентилятора потребуется только посадочный размер. Вот он на рисунке:

Если не хотите скачивать готовую модель, то постройте эскиз и выполните операцию выдавливания на расстояние 3-4 мм. Если не знаете, как сделать операцию выдавливания, смотрите первую часть наших уроков.

Трубу можно скачать по ссылке: http://vk.com/doc3590737_437155248

Либо сделать её самостоятельно операцией вращения по этому эскизу:

Если не знаете, как сделать операцию вращения, смотрите вторую часть наших уроков.

Обратите внимание, что для габаритного размера указана переменная L, задавая которую можно менять длину трубы.

Создание сборки и сопряжений

Создаем сборку.

На панели «Редактирование сборки» запустите команду «Добавить из файла». Выберите файл вентилятора. Укажите произвольную точку. Затем введем координаты 0;0;0, нажмем на кнопку «Ось Y» и кнопку «Перевернуть ось». Нажмем кнопку «Создать объект» для окончания позиционирования детали. Вентилятор занял нужное положение. Теперь вставим трубу. Выберем способ вставки «По сопряжениям» Выберем сопряжение «На расстоянии» Введем расстояние 50 мм и укажем ближайшую грань трубы и верхнюю грань вентилятора. При необходимости переключите ориентацию и направление. Теперь выберем сопряжение «Соосность» Укажем цилиндрические поверхности вентилятора и трубы Нажмите кнопку «Создать объект».

Получилась подобная конструкция:

Теперь построим переходник, который соединит вентилятор с внутренней поверхностью трубы.

Выделите ближайшую к трубе грань вентилятора.

Нажмите кнопку «Создать деталь». Введите название файла и сохраните его.

Сборка перешла в режим «Контекстное редактирование». В этом режиме мы будем создавать деталь в контексте сборки. Также обратите внимание, что на грани вентилятора автоматически был создан эскиз и мы находимся в режиме редактирования этого эскиза.

Операция по сечениям

Нам нужно спроецировать наружный контур вентилятора.

Запустим команду «Спроецировать объект» на панели «Геометрия».

Последовательно укажем участки, составляющие наружный контур вентилятора. При необходимости вы можете приближать и вращать модель.

Выйдем из режима эскиза, не покидая режим «Контекстное редактирование».

На панели «Вспомогательная геометрия» выберите команду «Плоскость через плоскую кривую» и укажите одно из нижних ребер трубы.

Создаем Эскиз на этой плоскости

Спроецируем в эскиз внутреннюю грань трубы

Чтобы операция построилась так, как нам нужно, произведем разбивку окружности, чтобы число сегментов совпадало с числом сегментов в первом эскизе.

Сначала сделаем проекционную кривую редактируемой. Для этого последовательно нажмём клавиши Ctrl+A, Ctrl+X, Ctrl+0, Enter, Ctrl+V, Ctrl+0, Enter, Esc – чтобы выделить, вырезать и вставить на прежнее место окружность и выйти из команды. Или же сделайте это мышью и кнопками.

Построим вспомогательную прямую

Введем в поле «Значение угла» выражение «45/2». Система автоматически произведет расчет.

Укажем начало координат — вспомогательная прямая построена.

Перейдём на панель Редактирование. И запустим команду Разбить кривую на N частей

Укажем количество участков — 8.

Укажем окружность, затем точку пересечения окружности и прямой.

Выходим из режима эскиза.

Запускаем команду Операция по сечениям.

Указываем в дереве оба построенных эскиза

Создаем объект.

Если вы всё сделали правильно, должен получится такой результат:

Теперь необходимо получить внутреннюю полость.

Создадим новый эскиз на верхней грани операции по сечениям.

Спроецируем в него внутреннюю грань трубы

Создадим эскиз на нижней грани операции по сечениям.

Спроецируем в него внутреннюю грань вентилятора.

Запустим команду вырезать по сечениям

Укажем два последних созданных эскиза.

Теперь у переходника есть внутренняя полость.

Для сопряжения с трубой необходимо продлить переходник. Для этого новый эскиз нам не потребуется. Запустим команду «Выдавливание», укажем верхнюю грань и расстояние 50.

КОМПАС-3D может строить операции выдавливания не только на основе эскизов, но и на основе плоских граней

Теперь необходимо разместить отверстия под крепёж. Сейчас крепиться можно только шурупами. Сделаем площадки для крепления под болты.

Создадим эскиз на плоскости ZY:

Построим такой эскиз. Построение начинайте с оси вращения.

Запустим команду Вырезать вращением.

Получается такой объект:

Создадим на одной из полученных площадок эскиз.

Спроцируем в эскиз все четыре отверстия вентилятора.

Запустим операцию Вырезать выдавливанием.

При необходимости измените параметры Вырезания.

Должна получиться такая деталь

Выйдем из режима «Контекстное редактирование»

Деталь сливается по цвету с трубой, изменим её цвет.

Откроем её в новом окне:

Выберем в контекстном меню Свойства модели.

Выберем какой-либо отличающийся цвет, например фиолетовый. Нажмём Создать объект.

Сохраним изменения и вернемся в исходную сборку.

Теперь запустим режим «Сечение модели»

На сечении видно, что пересечений с трубой нет, есть только пересечение с уплотнительной резинкой (обведено красным) — значит построение корректно. Выйдем из режима сечения.

Вновь откроем деталь в новом окне.

Сохраним её в Stl с параметрами:

Эти настройки позволят получить объект с приемлемой гладкостью и небольшого размера.

Поздравляю! Вы создали свою первую деталь с использованием операции по сечениям и моделирования в контексте сборки!

Как сделать чертеж в КОМПАСе 3Д

Создание чертежа в КОМПАСе 3D может осуществляться двумя способами: вручную или же из модели. Рассмотрим оба случая.

Создание чертежа вручную

Начертим вот такой простой чертеж с двумя видами.

Запускаем КОМПАС 3D и создаем новый документ – Чертеж.

Далее, программа автоматически создает готовый лист, оформленный по заданным настройкам.

В целом, основные необходимые инструменты для создания эскиза чертежа, находятся во вкладке Геометрия. Здесь можно найти почти любые геометрические фигуры и элементы.

С помощью инструмента Отрезок чертим линии эскиза.

Добавляем окружность в центре детали (вместе с осями)

Во вкладке Размеры, используем инструменты для указания размеров на чертеже.

Чертеж закончен. Вот так вот просто можем построить чертеж в КОМПАСе 3D вручную.

Создание чертежа из модели

Рассмотрим второй способ создания чертежа из модели. В примере имеем ту же самую модель но уже в 3D.

Перенесем ее на чертеж. Нажимаем на Управление > Создать чертеж по модели.

В левой части экрана устанавливаем масштаб модели, ориентацию и указываем положение вида детали на листе.

Построение «сложной» детали в КОМПАС 3D

Ну вот и добрались до той самой детали (ССЫЛКА) которую строили в T-FLEX CAD.

На этом позвольте завершить данный цикл сравнения моделирования в T-FLEX CAD и КОМПАС 3D :D

Для начала в новом документе «Деталь» выберем плоскость «XY» и войдём в режим создания эскиза.

Примем за начало координат центр нижнего кругового ребра большого вертикального цилиндра. В соответствии с этим начертим с привязкой к началу координат окружность диаметром 50мм: При помощи команды «Операция выдавливания» Выдавите начерченную окружность на 70мм. Создайте объект.

Вновь войдите в режим создания эскиза на плоскости «XY». При помощи клавиши ALT и стрелок на клавиатуре сориентируйте вид так, чтобы оси расположились на свои «законные» места – ось X смотрела влево, а Y – вниз:

Начертите произвольный прямоугольник в любом месте. При помощи нанесения размеров сориентируйте его относительно начала координат: Сразу же создадим ещё один эскиз в той же самой плоскости, содержащий прямоугольник со следующими параметрами: Завершите работу с эскизом. В результате в пространстве модели сже будет создано два эскиза.

Выдавите только что созданный прямоугольник на 10мм:

А эскиз ввиде половины цилииндра необходимо повернуть относительно его внутренней стороны на 180 градусов: В плоскости «XY» создайте эскиз, содержащий изображение пары «ушек», как показано на рисунке ниже: Выдавите полученный профиль вверх на 10мм: Выберите плоскость «ZX» и создайте в ней эскиз под фронтальную выступающую часть: Выполните эскиз согласно рисунку: Выдавите полученный эскиз на 45мм вперёд: Создадим ребро жёсткости. Для этого в плоскости «ZX» создадим следующий эскиз, предварительно спроецировав следующие объекты: Преобразуйте все полученные прямые во вспомогательные.

Постройте наклонный отрезок.

В зоне 1 необходимо наложить зависимость «Выровнять точки по вертикали» В зоне 2 – «Касание» на окружность и созданный отрезок.

Завершите работу с эскизом. Выберите команду «Ребро жёсткости»

Если ранее эскиз был не выбран, то выберите только что созданный эскиз. На вкладке «Толщина» в строке параметров команды «Ребро жёсткости» задайте толщину 5мм: Создайте объект: Начинаем вырезать отверстия. Вначале вырежем отверстие в полуцилиндре.

Создайте вспомогательную точку при помощи команды «Точка»

.

На вкладке «Параметры» укажите способ задания «В центре»

Укажите на торцевую дугу полуцилиндра. Точка создана.

Создадим само отверстие. Для этого воспользуемся командой «Простое отверстие»

На вкладке «Параметры» задайте диаметр отверстия как 17,5*2 или 35мм, а вместо глубины отверстия укажите параметр «Через всё» Укажите на созданную точку и на торцевую грань, где эта самая точка лежит: Создайте объект: Аналогично создайте точку в центре указанного ребра: Постройте отверстие диаметром 40мм и глубиной 60мм без конуса на конце: Создадим эскиз в верхней торцевой грани: Вырежте созданный эскиз из детали с параметром «Через всё»: Создадим точку в центре указанного ребра: С центром в указанной точке создадим отверстие с диаметром 15мм. Укажите точку, грань, на которой она лежит. В качестве параметра глубины укажите «До поверхности» и укажите поверхность внётреннего цилиндрического отверстия: Создайте объект: При помощи команды «Скругление» создадим необходимые сопряжения радиусом 2мм: Добавим скругления радиусом 1мм на ребре жёсткости. Деталиь готова: Всем большое спасибо за внимание! Жду Ваших комментариев.

Компьютерная графика | Уроки по КОМПАС-3D | Построение модели «Молотка» в КОМПАС-3D. Операция «По сечениям»

По вопросам репетиторства по компьютерной графике (Autocad, Solidworks, Inventor, Компас), вы можете связаться любым удобным для вас способом в разделе Контакты. Подробное описание программ обучения и стоимость, вы можете посмотреть выбрав соответствующий курс. Обучение возможно очно и дистанционно.

5.1 Цель

Получить навыки создания моделей в КОМПАС-3D с помощью операции по сечениям.

5.2 Содержание

  • изучить и освоить правила построения моделей с помощью операции по сечениям;
  • выполнить  задание по описанию, представленному в лабораторном практикуме;
  • получить индивидуальные задания от преподавателя для самостоятельного их выполнения по теме: создание моделей по сечениям.

5.3 Последовательность и пример выполнения

Рассмотрим построение модели молотка, представленного на Рисунке 5.1.

Рисунок 5.1 – Пример выполнения задания – модель молотка

Построение вспомогательных плоскостей

1. Создайте файл Деталь. Выберите в Дереве модели Плоскость ZY. Выберите команду Вспомогательная геометрия  ⇒Смещенная плоскость . Выберите Прямое направление, Расстояние 14 мм, в итоге постоим плоскость 1.

Для построения плоскости 2 укажите Плоскость ZY, выберите Обратное направление, расстояние 14 мм.
Плоскость 3 – укажите Плоскость 2, Обратное направление, расстояние 5 мм.
Плоскость 4 – укажите Плоскость 3, Обратное направление, расстояние 20 мм.
Плоскость 5 – укажите Плоскость 1, Прямое направление, расстояние 5 мм.
Плоскость 6 – укажите Плоскость 5, Прямое направление, расстояние 16 мм.
Плоскость 7 – укажите Плоскость 1, Прямое направление, расстояние 2,5 мм.

Построение молотка

2. Выберите Плоскость ZY, войдите в режим создания эскиза, постройте эскиз согласно рисунку.

3. Выберите Плоскость 1, войдите в режим создания эскиза, постройте эскиз согласно рисунку.

4. Выберите Плоскость 2, войдите в режим создания эскиза, постройте эскиз согласно рисунку.

5. Выберите Плоскость 5, войдите в режим создания эскиза, постройте эскиз согласно рисунку.

6. Выберите Плоскость 6, войдите в режим создания эскиза, постройте эскиз согласно рисунку.

7. Выберите Плоскость 3, войдите в режим создания эскиза, постройте эскиз согласно рисунку.

8. Выберите Плоскость 4, войдите в режим создания эскиза, постройте эскиз согласно рисунку.

9. Выберите Плоскость 7, войдите в режим создания эскиза, постройте эскиз согласно рисунку.

10. В результате получим 8 эскизов, расположенных в различных плоскостях.

11. Выберите команду Редактирование детали Операция по сечениям . Укажите последовательно эскизы 8, 2, 1, 3. Завершите команду. Получите модель средней части молотка.


12. Выберите команду Операция по сечениям . Укажите последовательно эскизы 4, 5. Завершите команду.

13. Выберите команду Операция по сечениям . Укажите последовательно эскизы 6, 7. Завершите команду.

14. Выберите команду Операция по сечениям . Укажите последовательно эскизы 4, 8. Завершите команду.
Вызовите еще раз эту команду и выберите эскизы 6, 3. Завершите команду.

15. Выберите команду Скругление . Укажите выделенные на рисунке ребра сопряжения. Задайте величину радиуса 1 мм. Завершите команду.

16. Выберите команду Скругление . Укажите выделенные на рисунке ребра сопряжения. Задайте величину радиуса 1 мм. Завершите команду. Аналогично скруглите остальные ребра модели.

17. Выберите Плоскость ZX, войдите в режим создания эскиза, постройте эскиз согласно рисунку.

18. Выберите команду Вырезать выдавливанием . Укажите только что построенный эскиз. Выберите Два направления и Через все. Задайте дважды Уклон наружу, равный . Завершите команду.

19. Выберите команду Скругление . Укажите с двух сторон ребра отверстия под ручку. Задайте величину радиуса 1 мм. Завершите команду. Сохраните файл под именем молоток.

20. Создайте файл Сборка. Выберите команду Редактирование сборки Добавить из файла , укажите файл Молоток и вставьте с привязкой в начале координат.

Построение ручки

Выберите в Дереве модели Плоскость ZX. Выберите команду Вспомогательная геометрия  ⇒Смещенная плоскость . Выберите Прямое направлениеРасстояние 12,5 мм, в итоге постоим плоскость 1.

21. Выделите плоскость 1, выберите команду Редактирование сборки Создать деталь , задайте имя файла – Ручка, программа автоматически войдет в режим создания эскиза новой детали.

Выберите команду Спроецировать объект . Укажите ребра отверстия под ручку.

22. Выберите только что построенную плоскость и параллельно ей постройте смещенную на 220 мм.

23. Постройте в ней эскиз согласно рисунку.

24. Выберите команду Операция по сечениям , укажите оба эскиза. В итоге получим ручку. Скруглите боковые ребра и ребра торца ручки радиусом 1 мм. Выйдите из режима создания детали в контексте сборки, отжав кнопку Редактировать на месте . Сохраните файл.

По вопросам репетиторства по компьютерной графике (Autocad, Solidworks, Inventor, Компас), вы можете связаться любым удобным для вас способом в разделе Контакты. Подробное описание программ обучения и стоимость, вы можете посмотреть выбрав соответствующий курс. Обучение возможно очно и дистанционно.


Смотрите также