Опера у стен монастыря


Опера у стен монастыря

«Если человек не идет на оперу, то опера идет к человеку». 16 июля в Коломне и 17 июля в Серпухове пройдет фестиваль «Русская опера у стен монастыря», на котором покажут «Мазепу» Чайковского. Наш собеседник — заслуженный артист РФ, солист «Геликон-оперы» Михаил Гужов уже не раз выходил на сцены, далекие от сцены родного театра. Споет он у стен монастыря и в этом году…

«АРТИСТ — ПРОФЕССИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ»

Как относятся артисты к выступлению на открытом воздухе? Ведь погода бывает разной…

Честно признаться, мы, артисты, к разного рода экстремальным ситуациям уже привыкли. В наше время мы должны быть готовы проявить себя в любых предлагаемых обстоятельствах. Да, ситуации бывают разными… Помню, как в Коломне — как раз у стен монастыря — шла опера «Алеко». Начинается она с небольшого вступления, когда сначала поет хор, а после я — арию «Волшебной силой песнопенья…» Это был жаркий летний день, стояла прекрасная погода, и буквально в тот момент, когда я запел, откуда ни возьмись — такой порывистый ветер, практически шторм! Тем не менее, я спел. Однако ветер наши планы, конечно, расстроил, пришлось сделать «еще дубль». Мы снова начали с «рассказа старого цыгана».

Еще одна экстремальная ситуация была на фестивале, посвященном 400-летию династии Романовых. В опере «Жизнь за царя» я исполнял партию Ивана Сусанина. Спектакль подходил к концу, я запел арию «Чуют правду», и… загремел гром, началась гроза! Оркестр отсел чуть дальше — инструменты надо беречь, а я, несмотря на дождь, пел арию Сусанина. После этого была очень энергичная сцена с поляками, когда моего героя убивают. В этот момент гроза была просто страшная! А когда хор запел «Славься!..», выглянуло солнце. Это было настолько символично…


Получается, что природа решила поучаствовать в сценографии…

И очень активно! Такие ситуации бывают. Случалось, что приходилось петь на улице в не очень, так сказать, «теплой атмосфере», — плюс пять, плюс восемь. Но, слава богу, это было редко…

К спектаклям на открытом воздухе театр готовится как-то по-особенному? И артисты, и декорации…

Конечно, по-разному, есть ситуации, где нельзя перенести все декорации на улицу. Когда ездили в Коломну, в Клин, таких декораций, как в театре, у нас не было. Сценическая режиссура тоже была изменена, мы играли по-другому, подстраиваясь, естественно, под те условия, в которых оказывались. Но были и такие спектакли, когда и режиссура, и декорации практически полностью переносились со сцены театра. Например, когда мы пели в Клину «Мазепу», практически вся режиссура и часть декораций была перенесена на открытую сцену.

«Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛА, НО МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ!..»

Выступления на открытых площадках иногда привлекают людей, которые, скажем так, не сильно подготовлены. Все-таки опера и балет — искусство, которое можно назвать элитным. Приходилось ли вам общаться со зрителями, оказавшимися на опере, может быть, даже впервые, если вообще не случайно. Например, проходя мимо стен монастыря? Слышали ли вы от них какие-либо отзывы?

Такие моменты, конечно, были. К нам в театр «Геликон-опера» тоже публика приходит разная. Это, кстати, чувствуется по реакции зала. Однажды после спектакля одна из зрительниц сказала мне: «Я ничего не поняла, но мне понравилось!..»



Бывают такие моменты: неосознанно, подсознательно… человек может не понимать, что происходит, но, тем не менее, что-то его завлекает. Этими-то моментами наш театр и привлекателен. К тому же некоторые режиссеры (особенно наш художественный руководитель Дмитрий Бертман) ставят такую задачу, чтобы публика какие-то вещи, которые происходят на сцене, додумывала сама. И в этом плане я с режиссером согласен, потому что когда тебе все, простите, «разжуют» да подадут «на тарелочке», когда все понятно, — это не интересно. Нужна все-таки какая-то интрига. В этом есть свой смысл. Конечно, кто-то понимает, а кто-то нет…

То есть заставляют зрителя не только развлекаться, но и работать, думать?

Да! — «Почему здесь произошло так?», «Почему здесь такая ситуация?» Помню, в опере «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха я пел Линдорфа, Коппелиуса, Миракля и Дапертутто — то есть «четыре дьявола в одном». За границей каждого поют разные артисты, но у нас все эти образы создает один человек. Одна моя хорошая знакомая, посмотрев спектакль позвонила и сказала: «Это настолько интересно! Этот спектакль заставил меня по-другому относиться к жизни, задуматься: зачем я эту жизнь проживаю?» Вот так на некоторых зрителей влияют спектакли. Это нормальное явление. Я считаю, что для того и существует театр, существует опера, чтобы заставлять зрителя действительно понять, не просто что происходит на сцене, но и — каким образом. Человек сравнивает происходящее на сцене со своими жизненными ситуациями и начинает что-то в себе «проворачивать», анализировать…



«ЭТО ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ НАС ЛЮДЬМИ»

Как вы считаете: после таких открытых фестивалей, куда попадают не только знатоки, но и, скажем прямо, случайные люди, число любителей этого жанра увеличивается? Становится ли больше ваших зрителей?

Вы знаете, не хочу хвастаться, но поклонники у меня есть, и, если я не ошибаюсь, их круг расширяется. Мне это приятно, меня это еще более «подстегивает», стимулирует больше работать над собой, привносить в образы, которые я исполняю на сцене, разные краски, разные задачи, что-то свое. Но тут важно, чтобы это «свое» не расходилось с задачей, поставленной режиссером… У режиссера свое видение, он ставит какую-то свою задачу, с которой твоя индивидуальность должна совпасть. Если это получается, то, я считаю, половина дела уже сделана.

Конечно, бывают и такие спектакли, которые тебе «на душу не ложатся», и ты пытаешься просто спеть, просто прожить это, но все равно чувствуешь, что это не твое. По возможности, конечно, я от таких спектаклей отказываюсь.



Мне очень хорошо «лег на душу» Линдорф в «Сказках Гофмана». Мне нравится «Севильский цирюльник» и, конечно же, «Борис Годунов». У нас очень хорошие спектакли, оригинальные постановки. Что касается оперы, то это такой жанр, который все равно любить будет узкий круг людей. Но, тем не менее, наша (оперных певцов) задача — по возможности этот круг сохранять. И не просто сохранять, а расширять. Чтобы больше людей в него вовлекалось, чтобы люди понимали эти ценности. Ведь опера — это основополагающий жанр нашей отечественной культуры, это — классика. Вспомните Большой театр в СССР! Можно разное и говорить, и думать про ту эпоху, но культура там была на высоте!

И каким высоким был дух патриотизма! Сезоны начинались с «Ивана Сусанина», потом — «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Царская невеста» — шедевры русской классики, они, собственно говоря, и держали нашу культуру на высоте. Сейчас, к сожалению, в Большом театре такие оперы не идут… Я уверен в том, что мы все равно к этому придем, что все это вернется на круги своя. Потому что опера — это культура нашего народа. Она поднимает дух! Поэтому я считаю, что эти традиции русской национальной оперы надо сохранять, воссоздавать и привлекать людей к этому искусству — настоящему искусству, настоящей культуре. А не уводить их куда-то с помощью боевиков и сериалов.



А как же «рейтинги», «бокс-офис», «окупаемость», «рынок»?.. Говорят, что людям дают именно то, что они хотят получить…

Знаете, было у нас как-то турне по Волге на теплоходе «Федор Шаляпин». От Москвы до Астрахани и обратно. И однажды ближе к вечеру мы с концертмейстером репетировали программу, пели романсы Чайковского, Рахманинова. Я был в репетиционном процессе — «весь в нотах» и не заметил, что в какой-то момент зал наполнился людьми. Репетиция у меня превратилась в концерт! Для меня это стало полной неожиданностью. Самое интересное — это кто был на этой «репетиции»! Зал был заполнен молодыми людьми. Дети пришли! Помню, я Мусоргского пел: «Жил-был король, при нем блоха жила…» Дети бегали и смеялись. Так что «репетиция-концерт» прошла с успехом. И то, что в зале была молодежь, — это самое главное. Ведь есть такое мнение, что к оперному искусству больше тянутся люди пожилые…

И были овации! Только один человек спустился с верхней палубы и выразил неудовольствие: вы, говорит, своей репетицией у меня дискотеку сорвали. Вся молодежь ушла к вам…

Я считаю, что надо дать людям возможность проникнуться настоящей музыкой, почувствовать ее красоту и силу. Именно это надо сделать приоритетом. Потому что это — главное, это — суть. Это то, то делает нас людьми, заставляет по-другому смотреть на жизнь. А не попса, не боевики и не криминал, которые, я надеюсь, все-таки уйдут на второй план. Я оптимист. Дух у нашего народа, у нашего поколения, он есть. Просто я считаю, что надо его не убивать, а наоборот поддерживать и возрождать.

Материал опубликован в летнем номере журнала “Горизонты культуры”. Фото: пресс-служба театра «Геликон-опера»


В рамках фестиваля «Русская опера у стен монастыря» в Коломне представили оперу Чайковского «Мазепа»

Настоящий шторм эмоций и среди зрителей, и на сцене. У стен Коломенского Кремля гостям представили «Мазепу» Чайковского. Все это — в рамках музыкального фестиваля «Русская опера у стен монастыря». Событию не смогли помешать ни черные тучи, ни дождь. И даже наоборот стали частью декораций и спецэффектов.

Зрители заняли свои места, артисты готовятся к выходу, оркестр рассаживается, с микрофонов снимают пакеты на случай дождя. Взмах дирижерской палочкой и...

Черные тучи будто в один миг окутали Соборную площадь Коломенского кремля, где вот-вот должна была начаться опера «Мазепа» Чайковского на сюжет поэмы «Полтава» Александра Пушкина. Будто сама природа говорила: на сцене будет история о разрушительной силе страсти, способной лишить человека разума.

Зрители не расходятся, оркестр побежал прятаться от дождя, чтобы тот не повредил самое ценное — музыкальные инструменты, которые они так тщательно настраивали до спектакля.

«Как только меняется влажность — сразу меняется строй. За сегодня уже третий раз перестраиваемся: на улицу выйдем — один строй, в помещении — другой, сейчас — третий, боюсь, что за время концерта придется только сидеть и настраиваться-перестраиваться», — рассказывает музыкант оркестра «Геликон-опера», виолончелист Сергей Асташонок.

«Но зато, зато смотрите на людей, особенно во время исполнения, это искупает все. Все эти издержки отходят на второй план. Ради этого стоит ехать каждый день и в дождь и в холод», — считает дирижер, народный артист России Евгений Бражник.

Спектакль состоится в любую погоду. Небольшой перерыв: протерли от воды стулья, сцену. И вот уже заиграла музыка.

Фестиваль «Русская опера у стен монастыря» в Коломне проходит уже в четвертый раз. Проект, который за свою историю посетили тысячи жителей Подмосковья.

«Очень правильный формат родился в свое время по итогам достаточно яркой дискуссии: церковь и культура, миф о противостоянии и правда о диалоге, который мы провели с участием деятелей культуры и представителями нашей епархии. Конкретный проект, который расставил все точки над и. Обязательным условием было, что мы будем привозить полноценные оперные спектакли», — рассказывает министр культуры Московской области Нармин Ширалиева.

То пойдет дождь, то полетят птицы, то зазвучат колокола или поменяется освещение — спецэффекты, которые заранее никто не придумывает. Слушая такую оперу, будто оказываешься в той исторической эпохе: вокруг стены Коломенского кремля середины XVI века, старинные постройки.

Зрители видят только часть тех декораций, что используют в постановке в Москве на сцене в театре «Геликон-опера». Это сделано специально. Ведь под открытым небом, кажется, что декорации и не нужны. Соборная площадь Коломенского кремля с ее монастырями и соборами создает волшебную атмосферу.

«Все замечательно, оркестр прекрасный! Превосходный!» — делятся эмоциями зрители.

«Очень хорошая опера, жалко, что погода такая плохая, вот, замерзли немножко, а так очень все замечательно, мы рады, что в Коломне уже в четвертый раз проводится», — говорит Марина Гудкова.

Древние святыни Подмосковья приняли фестиваль «Русская опера у стен монастыря»

Традиционный фестиваль «Русская опера у стен монастыря», ставший уже третьим по счету, прошел сразу на двух площадках – в Коломне и Серпухове. На этот раз Московский музыкальный театр «Геликон-опера» представил на суд публики постановку «Алеко». Корреспондент «Подмосковье сегодня» побывал на выступлениях под открытым небом и убедился, что непогода им нипочем.

СПЕКТАКЛЬ СО СПЕЦЭФФЕКТАМИ

Премьера спектакля «Алеко», в которой заняты ведущие солисты «Геликон-оперы», состоялась на сцене театра 7 июня. А меньше месяца спустя труппа привезла постановку в Коломну и Серпухов. Для артистов это уже стало доброй традицией: в предыдущие годы в рамках фестиваля «Русская опера у стен монастыря» они показывали на подмосковных площадках постановки «Борис Годунов» и «Царская невеста».

– Специфика выступления под открытым небом в том, что каждый спектакль уникален, повторить его при всем желании невозможно, – подчеркнул художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман. – Постоянно что-то происходит: меняется освещение, цвет неба, летают птицы. Когда эти спецэффекты ложатся на музыку, то результат получается потрясающий.

В свою очередь, советник губернатора Московской области по культуре (в ранге министра) Нармин Ширалиева напомнила, что фестиваль проходит под эгидой губернаторской программы «Наше Подмосковье» и по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

– Приглашения распространяются через благочиния, работает администрация города, то есть это наше такое приношение и желание сказать, что мы вместе, что все делается во имя любви, – поделилась Ширалиева.

СТРАСТНЫЙ СЮЖЕТ СО СМЫСЛОМ

Опера Сергея Рахманинова «Алеко» – красивая и одновременно трагичная история цыганской любви. Как рассказал режиссер-постановщик Ростислав Протасов, такой выбор неслучаен: в этом году произведению исполняется 125 лет, также отмечается 145 лет со дня рождения композитора.

– Самое главное в «Алеко» – история любви, которая никогда не устареет. Опера короткая, но насыщенная событиями. Это история, которая по сей день заставляет сердца биться чаще, – сказал Протасов. – И мы очень рады показать ее под открытым небом на фоне прекрасных подмосковных храмовых ансамблей. Потому что в этой музыке заложено очень много всего, что характерно для русской действительности.

Выбор постановки для фестиваля одобрил и сам митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

– По благословению владыки специально отбираются такие сюжеты, которые несут глубокий христианский смысл, – рассказал благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа Епископ Луховицкий Петр. – Вы, может быть, спросите, почему именно «Алеко», такой страстный сюжет. Прежде всего, это пример того, как непреодоленная страсть оставляет человека в одиночестве, без бога и в конечном счете разрушает его, потому что без бога человек жить не может.

«АЛЕКО» СМЕНИТ «ИГОРЬ»

В Серпухове в качестве площадки для выступления артистов «Геликон-оперы» выбрали Принарский парк с видом на Высоцкий мужской монастырь XIV века. Приветствуя исполнителей, глава города Дмитрий Жариков отметил, что они уже стали для Серпухова «старыми друзьями». Спектакль собрал сотни зрителей. Удивительная музыка Рахманинова и чарующие голоса солистов захватили публику с первых минут, поэтому начавшийся сильный ливень никого не испугал.

С неменьшим аншлагом прошел показ в Коломне. Спектакль играли на Соборной площади в окружении сразу четырех древних святынь: Успенского собора, Новоголутвинского монастыря, Храма иконы Божией Матери Тихвинской и Соборной колокольни. Из-за дождя организаторам пришлось на некоторое время прервать показ, зато потом за развитием сюжета зрители следили на фоне радуги. Ждал горожан и еще один сюрприз: помимо «Алеко» в программу этого года вошел гала-концерт. Шедевры из опер русских композиторов артисты «Геликон-оперы» исполнили вместе с хором Коломенской духовной семинарии.

В заключении организаторы к радости публики пообещали, что это встреча далеко не последняя. Сейчас театр начал работать над оперой «Князь Игорь». Именно ее планируется показать на фестивале в следующем году.

Нармин Ширалиева, советник губернатора Подмосковья по культуре (в ранге министра):

«Мы уже в третий раз проводим этот фестиваль. Он нам чрезвычайно дорог. Это единственный проект, который делается по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Губернаторская программа «Наше Подмосковье» и Московская епархия работали вместе над этим проектом».

Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Геликон-опера»:

«Играть спектакли в Серпухове и Коломне – это огромное счастье! Здесь все дышит атмосферой настоящей Руси: стены древнего Кремля, удивительной красоты монастыри и соборы, старинные постройки. Мы влюбились в эти города и с радостью возвращаемся сюда снова».

"Русская опера у стен монастыря" прозвучит в Серпухове и Коломне - Культура

МОСКВА, 4 июля. /ТАСС/. Фестиваль "Русская опера у стен монастыря" в третий раз пройдет в городах Подмосковья: 4 июля артисты музыкального театра "Геликон-опера" представят оперу Сергея Рахманинова "Алеко" в Серпухове, а 5 июля - в Коломне. Об этом сообщили в пресс-службе московского театра.

"Играть спектакли в Серпухове и Коломне - это огромное счастье! Здесь все дышит атмосферой настоящей Руси: стены древнего Кремля, удивительной красоты монастыри и соборы, старинные постройки. Мы влюбились в эти города и с радостью возвращаемся сюда снова", - процитировали в пресс-службе художественного руководителя "Геликон-оперы" Дмитрия Бертмана.

Режиссер отметил, что специфика выступления под открытым небом в том, что каждый спектакль уникален, "повторить его при всем желании невозможно". "Постоянно что- то происходит - меняется освещение, цвет неба, летают птицы, когда эти "спецэффекты" ложатся на музыку, то результат получается потрясающий", - отметил он.

Премьера "Алеко" в "Геликоне" состоялась менее месяца назад - 7 июня. Постановщиком выступил Ростислав Протасов, музыкальным руководителем - Валерий Кирьянов. В спектакле заняты ведущие солисты театра: заслуженная артистка России Лариса Костюк (Старая цыганка), заслуженный артист России Михаил Гужов (Старый цыган), Петр Морозов (Алеко), Ольга Щеглова (Земфира), Иван Волков (Молодой цыган).

Программа выступлений "Русская опера у стен монастыря" будет состоять из двух частей, во втором отделении прозвучат шедевры из опер русских композиторов: Михаила Глинки, Петра Чайковского, Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова, Антона Рубинштейна, Модеста Мусоргского.

Фестиваль "Русская опера у стен монастыря" проходит под эгидой губернаторской программы "Наше Подмосковье" и по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Ранее "Геликон-опера" привозил на фестиваль спектакли "Борис Годунов" и "Царская невеста".

«Русская опера у стен монастыря» снова прозвучала в Серпухове

Этого события в Серпухове ждали давно… еще с лета. Но из-за резкого ухудшения погодных условий артистам пришлось перенести гастроли на сентябрь, который, по прогнозам синоптиков, обещал быть теплым. Впрочем, солнечные деньки резко прервались. Поэтому некоторые серпуховичи уже стали отпускать шутки: «Если приезжает «Геликон-опера», значит, жди дождей». Дело в том, что дождь, который в буквальном смысле обрушился на зрителей летом прошлого года, вспоминается до сих пор, как и двойная радуга на фоне Зачатьевского собора Высоцкого монастыря.

К слову, двойная радуга была и в этот раз, поэтому по праву ее можно считать негласным символом фестиваля «Русская опера у стен монастыря». Ждали серпуховичи и дождя, поэтому организаторы позаботились о большом количестве зонтов. Но они не пригодились. В итоге более пяти тысяч человек следили за этим захватывающим трехчасовым действом до самого конца.

Глава городского округа Серпухов Юлия Купецкая поприветствовала собравшихся: «Мне очень радостно, что сегодня многие гости пришли не одни, а со своими детьми. Ведь культурное обогащение является главным в развитии каждой личности». И действительно, несмотря на то, что фестиваль проходит у нас в третий раз, он успел полюбиться многим. Прекрасно, что Серпухов стал участником этого грандиозного проекта, организованного по программе губернатора Московской области Андрея Воробьёва «Наше Подмосковье» и по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В 2017-м году серпуховичам была представлена «Царская невеста» композитора Н.А. Римского-Корсакова, а в 2018-м мы могли увидеть оперу «Алеко» Сергея Рахманинова.

На этот раз Московский театр «Геликон-опера» представил серпуховской публике одну из самых ярких постановок прошлого сезона — оперу «Мазепа» на музыку композитора

П.И. Чайковского. Однако известная трагедия по сюжету поэмы Александра Пушкина «Полтава» приобрела совершенно иное прочтение. Гетман Мазепа из XVIII столетия предстает на сцене вместе с Кочубеем из ХХ столетия: Малороссия времен Петра I переплетена со стилем и идеологией ХХ столетия, где казаки представлены пионерами, а семья молодой Марии — партийной элитой. Удивительно, но благодаря этому, кажущемуся не совсем приемлемым режиссерскому ходу, известное произведение приобретает более глубинный смысл: все события истории идут по спирали, а борьба за власть и подлость существуют во все времена. В этом и заключается главная трагедия, а безумство героини, гибель ее отца и слезы матери являются лишь следствием этого.

Блестящая игра и профессиональное вокальное исполнение лучших солистов коллектива вызвали целый шквал аплодисментов. Публика очень долго не желала отпускать артистов, одаривая почетных гостей восклицаниями: «Браво!».

Фестиваль «Русская опера у стен монастыря» состоится в Подмосковье в третий раз

Уникальный проект «Русская опера у стен монастыря», который проходит в Московской области в рамках губернаторской программы «Наше Подмосковье», в 2018 году состоится третий раз. Сообщает пресс-служба губернатора и правительства региона.

«Уникальный проект «Русская опера у стен монастыря», который проходит в Московской области в рамках губернаторской программы «Наше Подмосковье» и по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в этом году представит оперную премьеру – спектакль «Алеко» Московского театра «Геликон-опера». Фестиваль проходит уже в третий раз, за время существования проекта более десяти тысяч человек посмотрели оперные спектакли «Борис Годунов» и «Царская невеста» в городах Коломна, Дмитров, Серпухов», – говорится в сообщении.

В нем добавляется, что постоянным партнером фестиваля остается Московский театр «Геликон-опера».

«Играть спектакли в Серпухове и Коломне – это огромное счастье! Здесь всё дышит атмосферой настоящей Руси – стены древнего Кремля, удивительной красоты монастыри и соборы, старинные постройки. Мы влюбились в эти города и с радостью возвращаемся сюда снова, – говорит художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман. – Каждый спектакль под открытым небом уникален, повторить его при всем желании невозможно. Постоянно что-то происходит — меняется освещение, цвет неба, летают птицы, когда эти «спецэффекты» ложатся на музыку, то результат получается потрясающий».

По данным официального источника, в этот раз программа летних выступлений будет состоять из двух частей: в первом отделении геликоновцы исполнят оперу «Алеко» С. Рахманинова, во втором порадуют публику великолепным гала-концертом, в котором прозвучат шедевры из опер русских композиторов, таких как М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, А.Г. Рубинштейн, М.П. Мусоргский.
Как уточняется в материале, 7 июня 2018 года первая опера великого русского композитора Сергея Рахманинова с огромным успехом была представлена в «Геликоне» и уже полюбилась москвичам и гостям столицы. Теперь же в рамках фестивального проекта «Русская опера у стен монастыря», ставшего традиционным и проходящим в третий раз, «Геликон-опера», его постоянный участник, покажет премьерный спектакль жителям Подмосковья.

В год 145-летия Сергея Рахманинова в «Геликоне» сочли за честь поставить его первую оперу: в начале XX века здесь, в старинном особняке княгини Шаховской, Федор Шаляпин репетировал вместе с Сергеем Рахманиновым, поясняется в релизе.

Вечную, как мир, историю вольнолюбивых цыган – «людей без дома, без корней», создавали: режиссер – заслуженный работник культуры Ростислав Протасов, музыкальный руководитель – Валерий Кирьянов, художник-постановщик и художник по костюмам – Валерий Кунгуров, хореограф-постановщик – Илона Зинурова, художник по свету – Дамир Исмагилов, хормейстер – Евгений Ильин. В постановке заняты ведущие солисты «Геликон-оперы»: заслуженная артистка России Лариса Костюк (Старая цыганка), заслуженный артист России Михаил Гужов (Старый цыган), Петр Морозов (Алеко), Ольга Щеглова (Земфира), Иван Волков (Молодой цыган). За пультом оркестра – главный дирижер театра Валерий Кирьянов, отмечается в сообщении.

«Наш проект существует еще только три года, но мы знаем, как ждут фестивальные показы в подмосковных городах, какое внимание приковано к ним – как к одному из главных событий лета, – отмечает советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева. – Более того, фестиваль становится одним из факторов формирования репертуара театра – из «Геликона» нам везут «Алеко», абсолютную премьеру, а в театре уже планируют работу над постановкой другой великой русской оперы, «Князь Игорь», и говорят: обязательно привезем в Подмосковье. Таким образом, задачи фестиваля – объединять институты культуры и церкви и популяризировать русскую оперу – выполняются в полной мере».

Фестиваль "Опера у стен монастыря" открылся в Коломне / Новости культуры / Tvkultura.ru

Фестиваль «Опера у стен монастыря» открылся в Коломне. Первым спектаклем, сыгранным в рамках этого необычного проекта, стала «Царская невеста» театра «Геликон». Этот спектакль заслужил признание публики не только в России, но и за рубежом. Худрук театра и режиссер Дмитрий Бертман привез в Коломну лучший состав солистов. Перед началом спектакля публике представили исторический пролог в исполнении артиста Игоря Золотовицкого. 

Коломенский кремль – место, куда в годы своего правления приезжал царь Иван Грозный. Именно о нём и о событиях его жизни повествует опера «Царская невеста».

«Я вот каюсь, не знал, что у него было 8 жен. Это великая опера основана на реальных исторических фактах», - отмечает заслуженный артист России Игорь Золотовицкий. 

Эта опера - о третьей невесте царя, которая так и не стала его женой. Дмитрий Бертман, поставивший «Царскую невесту» еще 19 лет назад, вывозил этот спектакль за пределы родного «Геликона» уже много раз: на фестивали в Зальцбург, Монпелье. В Москве «Царская невеста» звучала в Коломенском в прошлом году.

«Сегодня мы привезли сюда лучший состав исполнителей этого спектакля, и для нас, конечно, это очень ответственно - здесь, в исторических интерьерах», - отметил генеральный директор - худрук театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман.

Перенестись в атмосферу минувшего века артистам и зрителям помогают естественные декорации. Вместо театральных кулис - белокаменные стены. 

«Сами храмы, само вот это место и энергетика уже может замещать все эти декорации. То есть, все они не нужны, потому что здесь само по себе - историческое место», - объясняет ведущий солист театра «Геликон-опера» Михаил Гужов.

Наряду с музыкой оркестра звучал в этот вечер колокольный звон. Специально для спектакля были задействованы две колокольни – Успенского собора и Ново-Голутвина женского монастыря. Кстати, звуки последней колокольни можно услышать очень редко, здесь звонят по особым случаям.

Оперы у стен монастыря прозвучат ещё не раз. Планы у организаторов грандиозные. Но приоритет отдан именно русской опере. Следующий фестивальный спектакль будет сыгран в праздник Успения 28 августа, в Дмитрове. Название оперы пока что держится в секрете.

Новости культуры

У стен монастыря - Литературная газета

Спецпроекты ЛГ / Подмосковье. Культурная реальность / Музыка

В Дмитрове под открытым небом в исторических декорациях древнего кремля представили спектакль «Борис Годунов».

Новый проект «Русская опера у стен монастыря» в рамках губернаторской программы «Наше Подмосковье» продолжает шествие по городам Московской области. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Дмитрове был показан второй спектакль фестивального цикла. Более двух тысяч зрителей увидели постановку «Борис Годунов» М.П. Мусоргского театра «Геликон-опера» в декорациях древнего Дмитровского земляного кремля у стен Успенского кафедрального собора.

Одна из главных задач проекта – сделать искусство оперы более доступным для широкой публики. Оперные спектакли под открытым небом, у стен древних монастырей, исторически служивших очагами духовности, просвещения и культуры, не просто возвращают людям знание и представление о большой музыке, но и напоминают об особой просветительской роли русской православной церкви.

Проект «Русская опера у стен монастыря» призван обратить внимание на ещё одну проблему – репертуарный «крен» в сторону европейской оперы, существующий сегодня во многих музыкальных театрах. Если проанализировать текущий репертуарный выбор, то найти в афише российских театров такие оперы, как «Борис Годунов», «Псковитянка», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», будет непросто.

«Борис Годунов» – одна из самых известных репертуарных русских опер, абсолютный лидер по числу музыкальных редакций. Мусоргский при жизни создал две авторские редакции, его друг Римский-Корсаков – пять.

К версии Дмитрия Шостаковича театр «Геликон-опера» обратился в 2006 году, когда мировая общественность широко отмечала 100-летие со дня рождения композитора. Эта редакция была создана по заказу Большого театра и вышла в свет в 1940 году.

Судьба партитуры была непростой. Премьера состоялась спустя двадцать лет, в 1960 году, на сцене Театра оперы и балета имени С.М. Кирова в Ленинграде. В наши дни редакция Шостаковича звучит крайне редко, поскольку она очень сложна в исполнении.

Действие оперы «Борис Годунов» происходит в Смутное время, когда после смерти царя Ивана Грозного в России началась эпидемия самозванства. Этот мотив стал главенствующим в постановке режиссёра Дмитрия Бертмана, создавшего пронзительный, глубокий и во многом символичный спектакль о жажде неограниченной власти.

Борис ЕЖОВ

необычная постановка прошла в Серпухове / tvkultura.ru

05.07.2018 | 15:20

"Алеко" под стенами монастыря: необычная постановка прошла в Серпухове

Фестиваль «Русская опера у стен монастыря» проходит в городах Подмосковья. Спектаклем открытия стала опера Сергея Рахманинова «Алеко». Театр «Геликон» показал свою новую постановку в Серпухове.

Оперный фестиваль под открытым небом в этот раз развернулся в нескольких сотнях метрах от Высоцкого монастыря XIV века - одного из старейших в России. В Принарский парк города Серпухов театр «Геликон-опера» привез новую постановку – «Алеко». Ее премьера состоялась месяц назад.

«Привезли его сюда только потому, что это юбилейное представление - 125 лет со дня создания оперы. Также в этом году исполняется 145 лет со дня рождения композитора Сергея Васильевича Рахманинова», - говорит режиссер-постановщик оперы Ростислав Протасов.

Одноактная опера Сергея Рахманинова «Алеко» написана по поэме Александра Пушкина «Цыганы». Характеры героев режиссер и актеры старались оправдать. Алеко - не жестокий, а несчастный человек. Земфира - просто очень влюбчивая девушка.

«Мы пытались избежать, чтобы она злодейкой не получилась, которая обманула Алеко, и цыгане из-за неё умерли. Есть просто обычная жизнь», - рассказывает солистка театра «Геликон-опера» Ольга Щеглова.

История любви юноши Алеко и цыганки Земфиры разыгрывается в живых декорациях. Шумных лесов, зеленых полей так не хватает в стенах театра вольному народу цыганам - непредсказуемому, как сама природа. В необычных условиях артисты освоились быстро.

«Микрофон в основном используется там, где нет поля, где звук рассеивается. Какая-то специфика в этой работе есть», - объясняет солист театра «Геликон-опера» Петр Морозов.

Неспокойное небо вторило драматическому сюжету оперы. Дождь ненадолго прервал спектакль. Зато потом актеры играли уже под сводами радуги.

Непогода зрителей напугала не слишком. На музыкальное представление пришло почти 3 тысячи гостей. В «Геликон-опере» уже начинают готовиться к следующей постановке – «Князь Игорь». Ее также привезут в Подмосковье на будущий фестиваль.

Новости культуры

В августе у стен Троице-Сергиевой лавры покажут оперу «Золотой петушок»

Распечатать Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Проект «Русская опера у стен монастыря», в рамках которого около древнейших монастырей Подмосковья показывают оперные спектакли, продолжится в 2017 году, сообщает сайт правительства Московской области.

Предложение реализовать проект «Русская опера в русском монастыре» прозвучало от художественного руководителя «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана в декабре 2015 года на круглом столе «Церковь и искусство: миф о противостоянии, правда о диалоге», прошедшем в Доме правительства Московской области.

Советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева тогда поддержала эту инициативу, отметив, что в репертуаре театра «есть русские оперы, которые достойны быть показаны в таких естественных декорациях, в исторической реалии». Советник губернатора Московской области также подчеркнула, что цель проекта «Русская опера в русском монастыре» — это наделение актуального искусства духовностью: «Самая острая, самая сложная, может быть, болезненная тема современного искусства — может ли оно быть воцерковленным, духовным?»

Проект стартовал в 2016 году. Все лето под открытым небом для жителей региона выступала труппа московского театра «Геликон-опера». Тогда спектакли прошли на Соборной площади Коломенского кремля, у стен Успенского кафедрального собора в Дмитрове и в Серпухове.

​Монастыри Подмосковья станут площадками для показа опер

Постановки пройдут в рамках программы «Русская опера в русском монастыре».

«Проект продолжится в 2017 году в нескольких монастырях с поддержкой Московской епархии, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Фестиваль, как и в прошлом году, пройдет в соавторстве с московским театром «Геликон-опера». Пока не могу сказать, какого числа стартует проект, но показы будут проходить в течение лета», — цитирует сайт Нармин Ширалиеву.

Самая масштабная акция в рамках проекта планируется в августе — у стен Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде покажут оперу «Золотой петушок». 

Премьера программы «Русская опера в русском монастыре» прошла в подмосковном Ступине — 28 июня 2015 года в Свято-Троицком Белопесоцком монастыре под открытым небом представили оперу «Борис Годунов». Акцию поддержала Московская епархия Русской православной церкви.

«Опера под открытым небом» была представлена в рамках фестиваля «Времена года в Подмосковье. Время читать…» и закрыла летний фестивальный сезон. В спектакле приняли участие ведущие солисты московского театра «Новая опера» Юлия Меннибаева, Александр Скварко, Сергей Поляков, Артем Гарнов. Партию Бориса Годунова исполнил заслуженный артист России Владимир Кудашев. 


Фото: dmitkcson.ruУправлял оркестром и хором из 130-ти певчих музыкальный руководитель постановки, один из ведущих российских дирижеров Дмитрий Волосников. Музыкально-литературная композиция включила в себя фрагменты повести А.С. Пушкина «Борис Годунов». Их исполнил заслуженный артист России Александр Яцко.

Спектакль в Ступине посетили 1,2 тыс. зрителей.

Второй спектакль фестивального цикла состоялся 4 сентября в городе Дмитров. Более двух тысяч зрителей увидели постановку «Борис Годунов» в декорациях древнего дмитровского земляного Кремля, у Успенского кафедрального собора.

Летом 2016 года концертная программа продолжилась. Первым спектаклем, сыгранным в рамках проекта, стала «Царская невеста» театра «Геликон» у стен Коломенского кремля — места, куда в годы своего правления приезжал царь Иван Грозный. Именно о нем и о событиях его жизни повествует опера «Царская невеста».

Одна из главных задач проекта «Русская опера у стен монастыря» — «сделать высокое искусство оперы более доступным для широкой публики». «Показ оперных спектаклей под открытым небом у стен древних монастырей вернет людям представление о большой музыке и напомнит об особой роли Православной церкви в деле просветительства. Также проект призван обратить внимание на проблему репертуарного «крена» в сторону европейской оперы во многих музыкальных театрах», — говорится в сообщении на сайте областного правительства.

​Монастыри Подмосковья станут площадками для показа опер

Распечатать Фото: Московская епархия

За пилотным проектом программы, оперой «Борис Годунов», поставленной на территории в Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря в подмосковном Ступине, последуют новые спектакли. Об этом договорились участники круглого стола «Церковь и искусство: миф о противостоянии, правда о диалоге», прошедшего 1 декабря 2015 года в Доме правительства Московской области, сообщает «Интерфакс».

Реализация программы «Русская опера в русском монастыре» начнется весной 2016 года и продолжится летом, — передает информагентство слова советника губернатора Московской области Нармин Ширалиевой.

Опера «Борис Годунов» у стен Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря

Премьера постановки «Борис Годунов» на территории монастыря состоялась в подмосковном Ступине 28 июня 2015 года. Поддержку акции, прошедшей в рамках губернаторской программы «Наше Подмосковье», оказала Московская епархия Русской православной церкви.

«Отправной точкой для этого проекта было благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. А дальше стала оформляться сама идея — “русская опера в русском монастыре” — как особое, историко-художественное золотое сечение в осмыслении классики. Особенно это актуально сегодня, когда негативно настроенная часть общества пытается сформировать искусственное противостояние Церкви и культуры, что, конечно, абсурдно для России — страны, в которой духовность всегда была истоком культуры», — сказано в материале пресс-службы советника губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиевой. 

«Опера под открытым небом» была представлена в рамках фестиваля «Времена года в Подмосковье. Время читать…» и закрыла летний фестивальный сезон. Участниками необычного спектакля стали ведущие солисты московского театра «Новая опера» Юлия Меннибаева, Александр Скварко, Сергей Поляков, Артем Гарнов. Партию Бориса Годунова исполнил заслуженный артист России Владимир Кудашев. 

Управлял оркестром и хором из 130-ти певчих музыкальный руководитель постановки, один из ведущих российских дирижеров Дмитрий Волосников. Музыкально-литературная композиция включила в себя фрагменты повести А.С. Пушкина «Борис Годунов». Их исполнил заслуженный артист России Александр Яцко.

По информации «Интерфакса», спектакль в Ступине посетили 1,2 тыс. зрителей.


Фото: Московская епархияО Свято-Троицком Белопесоцком монастыре

Монастырь находится в 50 км от г. Серпухова. До сих пор неизвестны дата и история его создания. Строительство монастыря в конце XIV в. связывают с именами великого Московского князя Дмитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского. 

Димитрий Донской попросил благословения преподобного для создания монастыря в выбранном им месте в пойме р. Оки; он видел новый монастырь и как оборонительный пункт на южной границе его государства. 

Сергий Радонежский был в этих местах и благословил создание здесь обители. По другой версии, монастырь основал в слободе Белопесоцкой в конце XV в. игумен Владимир, со временем он стал почитаться как местночтимый святой, — сообщает официальный сайт монастыря. 

Опера «Борис Годунов»

Опера «Борис Годунов» написана выдающимся русским композитором М.П. Мусоргским в 1869 году. Либретто создано самим композитором на основе драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов» и материалов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. 

Главная тема постановки — период правления царя Бориса Годунова, c 1598 по 1605 годы, непосредственно перед началом «Смутного времени». 

Опера была завершена в конце 1869 года, но к постановке Театральный комитет Дирекции императорских театров ее не принял. Причиной была названо отсутствием выигрышной женской роли. После отказа Мусоргский внес ряд изменений, ввел любовную линию Лжедмитрий — Марина Мнишек, и добавил финальную эффектную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция (1872) также была отвергнута. 

Лишь два года спустя, 27 января 1874 года, благодаря широкой поддержке в театральных и музыкальных кругах, оперу удалось поставить. Премьера состоялась на сцене Мариинского театра. Публика встретила ее восторженно, критика — резко отрицательно. В 1882 году оперу сняли с репертуара. 

Впоследствии в попытках возродить оперу авторские редакции «Бориса Годунова» создавали Н.А. Римский-Корсаков (1896) и Д. Д. Шостакович (1940).


Цель проекта «Русская опера в русском монастыре» — наделение актуального искусства духовностью

Предложение об участии в проекте «Русская опера в русском монастыре» в ходе круглого стола прозвучало от художественного руководителя «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана.

Нармин Ширалиева поддержала эту инициативу, отметив, что в репертуаре театра «есть русские оперы, которые достойны быть показаны в таких естественных декорациях, в исторической реалии». Советник губернатора Московской области также подчеркнула, что цель проекта «Русская опера в русском монастыре» — это наделение актуального искусства духовностью: «Самая острая, самая сложная, может быть, болезненная тема современного искусства — может ли оно быть воцерковленным, духовным».

О необходимости понимания художником ответственности при уважении обществом свободы творчества говорили на прошедшем круглом столе и представители Церкви. Однако председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда указал на то, что определенные формы культурного самовыражения сложно назвать искусством. 

«Современное искусство не может быть редуцировано до форм инсталляций и перфомансов, содержание которых подвергать критике почему-то становится все более некорректным», — приводит слова председателя СИНФО официальный сайт отдела. 

Концерт в монастыре. Опыт Католической церкви

Наиболее известным примером организации представлений в действующих монастырях являются концерты, которые на протяжении последних нескольких лет регулярно проходят в католическом монастыре Латрун в Израиле.

В программах концертов в Латруне присутствуют самые разные жанры: детские концерты, классическая музыка разных эпох, музыка великих композиторов: Баха, Вивальди, Моцарта, Штрауса и других, цыганские, балканские и европейские мелодии, французский шансон, хиты Бродвея, аргентинское танго, цыганская, балканская, музыка кантри, музыка клейзмер, джаз, диксиленд.

Концерты в монастыре Латрун проходят в церкви, освященной в честь Богородицы, Девы Марии. Это единственное строение в монастыре, открытое для посещения туристов. По словам специалистов, здание обладает выдающимися акустическими характеристиками.

Монастырь Латрун, или монастырь молчальников, основанный в 1890 году монахами-траппистами, прибывшими в Израиль из аббатства Сен-Фон (Франция), расположен примерно на полпути из Иерусалима в Тель-Авив. Это место чрезвычайно популярно как у зарубежных туристов, так и у местных жителей.

28 сентября 2015

​Монах стал участником шоу «Голос»

10 апреля 2015

15 апреля 2015 года в Москве пройдет уникальный музыкальный фестиваль Музея Московского Кремля


Смотрите также