Хорватия стон стена


Великая хорватская стена - Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Небольшой город в Южной Далмации, на полуострове Пелешац, расположен в месте соединения полуострова с материком.

Основан в 1333 г.. Состоит из двух частей - Мали-Стона и Вели-Cтона. Эти земли в Средневековье принадлежали Дубровницкой республике и являлись важным её приобретением, так как мелководный залив Стонского перешейка невероятно богат месторождениями соли. Добыча высококачественной соли ведется здесь по сей день.

Город очень часто страдал от землетрясений, поэтому архитектурных древностей до наших дней дошло немного. Главная достопримечательность небольшого Стона - Стонские стены на горе. Они частично сохранились и недавно были отреставрированы. Стонские стены - самый длинный оборонительный комплекс в Европе, второй по длине в мире, после Великой Китайской стены.

Фото 2.

Между Стоном и Малым Стоном протягивается комплекс фортификационных сооружений. Строительство их началось в 1334 г. для защиты Дубровницкой республики, в состав которой в 1333 г. вошел полуостров Пелешац, от вторжения со стороны гор, главным образом для того, чтобы уберечь от захвата экономически важные бассейны стонской соли.

Фото 3.

Во времена республики Дубровник стены обновлялись и достраивались, а их полная длина составляла 5.5 км. Стены имели 40 башен и 7 крепостных сооружений, а благодаря своей монументальности и мощности, названы "европейской китайской стеной". Основу оборонительных сооружений, построенных так талантливо, что город действительно был неприступен со стороны берега, составляли три крепости - Великий Каштио в Стоне, Коруна в Малом Стоне и крепость на холме Подзвизд. Великий Каштио был одновременно жилым домом, зернохранилищем и оружейным складом. Коруна - мощная крепость с пятью башнями, смотрящими на море, начала строиться в 1347 году, а стоетиями служила как порт для ввоза соли.

После падения Республики Дубровник началось разрушение стен, а каменные блоки, из которых они состояли, продавались как строительный материал для постройки школ и общественных зданий. Сегодня видны остатки трех башен и величественных стен. приехав в Стон, кроме осмотра стен, необходимо отведать знаменитые ракушки - "каменицы" - выращиваемые тут.

Фото 4.

Туристам особенно нравиться ночная битва, когда идет обстрел города зажженными стрелами и огненными ядрами. В том театрализованном представлении рыцари сражаются за старый город Зринских. После всего этого гости отправляются отведать блюда средневековой кухни. На открытом огне готовиться каша из разнообразных злаков, запекаются утки, облитые медом. На выставке старинных ремесел посетители могут попробовать популярный напиток "гвирц", который готовиться из меда, а также увидеть, как изготавливались порой забытые в наши дни предметы обихода.

Во время празднования битвы у Св.Елены особое внимание уделяется детям. В специально построенном дворце Принцессы, которые располагается на 300 кв.м, родители и дети могут поучаствовать в многочисленных играх и соревнованиях. Взрослые могут попробовать свои силы в стрельбе из лука. Опытные инструкторы каждому объяснят все тонкости этого мастерства. Также гости смогут походить на ходулях, посостязаться в борьбена дереаянных мечах и т.д.

Фото 5.

Если подняться на самый верх отреставрированной части стены, о которой пойдет речь ниже, можно увидеть лагуну. Уникальное место, где река неспешно вливается в узкий морской залив, из-за чего соленость в последнем на порядок ниже средней по Адриатике.

Говорят, устрицы, выращенные в подобной воде, бесподобны.

Фото 6.

Ушла в прошлое Республика Дубровник, а в 1808 году власть над Дубровником и Стоном переходит к французам. Наполеона соль не очень интересовала. Причиной тому была дешевая соль с Мальты, поставляемая англичанами.

Но ушли в прошлое и французы, а в 1813 году пришли австрийцы. В начале планировали инвестировать в расширение соланы, но этому не суждено было осуществиться, несмотря на то, что соль из Стона подавалась на Венском Дворе. Производство соли во времена Австро-Венгерской монархии было в среднем от 200 до 400 вагонов.

Во времена Республики Дубровник, когда морская вода впускалась в бассейны, проводился определенный ритуал. Процессия из церкви Св.Влаха шла к солане и давалось благословение целого комплекса, проводилась месса в церкви Богоматери Лужинской. На мессе и в процессии принимали участие Князь, работники соланы и жители Стона. Это же повторялось 15 августа в День Рождества Богородицы. Главное празднество проводилось 24 августа в день Св.Бартула, который считается защитником рудокопов. Церковь Св.Бартула и крепость Бартоломия находятся на самом верху горы Подзвизд над Стоном с северной его стороны. В летописях пишется, что все жители Стона и окрестностей в тот день пекли волов и овец, пели и плясали целую ночь.

В Королевстве Югославии в 1925 году один из бассейнов для кристаллизации соли получил подложку из асфальта. И это было всё, что то государство сделало для Стонской соланы.

Во времена правления тито в Стонской солане, которая в те времена называлась "Солана Иван Морджин Црны" в 1925 году была проложена железная дорога, по которой малый локомотив перевозил вагоны соли от соляных бассейнов до складов. Таким образом, трудоемкий и тяжелый процесс загрузки соли лопатой в вагонетки под жгучим солнцем был немного механизирован. Но производство и дальше зависело от числа солнечных дней, которые были для процесса кристаллизации.

Характеристики соли: единственная соль, которая не горчит и единственная соль, к которой не требуется добавки против слипания - она всегда рыхлая.

Среднее производство соли в последние года составляет 1500 тонн. Если год дождливый, то сбора соли нет вообще. Самый большой урожай соли был собран в 1611 году - 6011 тонн, тогда соль оплачивалась золотом. Адриатическое море - самое северное в мире, на котором соль добывается природным путем - испарение.

Фото 7.

Какое будущее ожидает Стонскую солану? За последние 20 лет среднее производство соли тут составляет около 1500 тонн. Потребление соли в Хорватии составляет от 100 до 120 000 тонн, а это занчит, что ввозиться в страну ежегодно около 90-100 000 тонн соли. Кажется, что будущее самой старой соланы в Европе не такое уж розовое. Её директор и хозяин Светан Свето Пеич говорит так: "Будущее Стонской соланы в производстве экологически чистой соли. А для этого необходимо обложить гранитной плиткой бассейны для кристаллизации. Это дорого, но результат того стоит. И это необходимо сделать для сохранения единственной в своем роде соланы, работа которой не прекращается уже 4 000 лет. Ни одна страна в нашем окружении не может похвастаться чем-либо похожим".

С этими словами согласится каждый, кто верит, что с доброй волей и хорошей материальной поддержкой соответствующих министерств на этих территориях можно произвести соль такого качества, что нам позавидует вся Европа. Только так можно сохранить неповторимую Стонскую солану, которая с каждым днем становится все более желанным объектом внимания многочисленных туристов. Солана привлекает множество людей, особенно молодежи, которые с нетерпением ждут возможности самим включиться в процесс сбора соли.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

[источники]источники
http://www.tourister.ru/responses/id_8307
http://tours-tv.com/ru/City-walls-of-Ston
http://croatia.ru/horvatiya/2495-ston
http://www.adriariva.ru/useful/info/ston.html

Давайте вспомним, что это за Великая Китайская Мистификация , а вот Великая Индийская Стена

masterok.livejournal.com

Великая Хорватская Стена

 

В хорватском городе Стон сумасшедшее пахнет травой, полевыми цветами и морем. Здесь виноградники до горизонта, маки вдоль дорог и теплый ветер. В оросительных канальцах плавают утки, по берегам цветут барвинки и колокольчики, солнце не жжет, а лишь приятно греет, неся покой и негу. В городе Стон лучшие во всей Хорватии устрицы и молодое вино. В городе Стон лето.

Стон расположен в семидесяти километрах от Дубровника на перешейке, отделяющем материк от полуострова Пелешац. Вообще, под общим названием Стон принято объединять два городка: Малый Стон и Большой Стон. Малый Стон смотрит на Неретванский канал, а Большой – на канал Стонский. Здесь много зелени и мало людей. Стон вообще не слишком известен. Тут нет дорогих отелей, бурлящей ночной жизни и стай туристов, зато есть Великая Хорватская Стена! 

Стена поражает, ее протяженность и масштаб совершенно не соотносятся в привыкшем к европейской компактности и сугубой утилитарности сознании с балканским государством. Построена она была в 14 веке, но до сих пор является самой протяженной в Европе крепостной стеной. Почти шестикилометровое уникальное фортификационное сооружение опоясывает оба городка, перебираясь через вершину то ли крупного холма, то ли небольшой горы. Говорят, стонская стена вторая по величине в мире после сами понимаете какой, это и дает нам право также именовать ее Великой.

Строилась Великая Хорватская Стена отнюдь не для радости туристов – изначальное ее предназначение в защите солеварен Пелешаца и узкого прохода на полуостров со стороны материка. Бассейны для добычи морской соли построены еще во времена Римской Империи, тогда продажа соли составляла значительную часть бюджета Дубровникской республики. Кстати, в солеванях и в настоящее время производится соль! 

 

 

Путеводитель гласит, что всего укрепления включают 41 башню и две крепости. В это легко верится, поскольку точно выяснить детали возможности нет – стена слишком велика. Можно не один час ходить вдоль нее, но так и не завершить осмотра. Создается впечатление, что стена специально создавалась с тем расчетом, чтобы в случае осады жители Стона могли не думать о потенциальных захватчиках и продолжать спокойно ходитьв лес по грибы. 

Крайняя точка стены - сторожевая башня – сохранилась в Малом Стоне. Она отражается в морской воде среди пестрых лодок и яхт, рядом находятся прекрасные каменные дома, а с панорамной площадки на крепостной стене открывается дивный вид на город и окрестности. Время останавливается, летнее солнце клонится к горизонту, в воздухе разливается умиротворение. 

Вечер. Солнце краем диска боязливо трогает море, раскрашивая оранжевыми мазками воду и небо. Великая Хорватская Стена погружается в темноту, а на улицах Стона разноцветными светлячками оживают ресторанчики. Общительные официанты обязательно подадут мидий, устриц и молодое вино. Причина столь высокой популярности местных морепродуктов в необыкновенной экологии – на всем побережье нет ни одного завода или фабрики, зато виноградники повсюду. Темнеет. Свою пронзительную песнь затягивают цикады, их голоса порой заглушают крики чаек и шум прибоя, это звук ночи. Запах трав и моря усиливается, очень тепло и спокойно. В городе Стон лето. Вы искали покоя и тихого счастья? Это здесь!

 

Источник: http://www.tourblogger.ru/node/84307

www.croatiainside.com

Великая хорватская стена — Альтернативный взгляд Salik.biz

Небольшой город в Южной Далмации, на полуострове Пелешац, расположен в месте соединения полуострова с материком.

Основан в 1333 г… Состоит из двух частей — Мали-Стона и Вели-Cтона. Эти земли в Средневековье принадлежали Дубровницкой республике и являлись важным её приобретением, так как мелководный залив Стонского перешейка невероятно богат месторождениями соли. Добыча высококачественной соли ведется здесь по сей день.

- Salik.biz

Город очень часто страдал от землетрясений, поэтому архитектурных древностей до наших дней дошло немного. Главная достопримечательность небольшого Стона — Стонские стены на горе. Они частично сохранились и недавно были отреставрированы. Стонские стены — самый длинный оборонительный комплекс в Европе, второй по длине в мире, после Великой Китайской стены.


Между Стоном и Малым Стоном протягивается комплекс фортификационных сооружений. Строительство их началось в 1334 г. для защиты Дубровницкой республики, в состав которой в 1333 г. вошел полуостров Пелешац, от вторжения со стороны гор, главным образом для того, чтобы уберечь от захвата экономически важные бассейны стонской соли.

Во времена республики Дубровник стены обновлялись и достраивались, а их полная длина составляла 5.5 км. Стены имели 40 башен и 7 крепостных сооружений, а благодаря своей монументальности и мощности, названы «европейской китайской стеной». Основу оборонительных сооружений, построенных так талантливо, что город действительно был неприступен со стороны берега, составляли три крепости — Великий Каштио в Стоне, Коруна в Малом Стоне и крепость на холме Подзвизд. Великий Каштио был одновременно жилым домом, зернохранилищем и оружейным складом. Коруна — мощная крепость с пятью башнями, смотрящими на море, начала строиться в 1347 году, а стоетиями служила как порт для ввоза соли.

После падения Республики Дубровник началось разрушение стен, а каменные блоки, из которых они состояли, продавались как строительный материал для постройки школ и общественных зданий. Сегодня видны остатки трех башен и величественных стен. приехав в Стон, кроме осмотра стен, необходимо отведать знаменитые ракушки — «каменицы» — выращиваемые тут.

Рекламное видео:

Туристам особенно нравиться ночная битва, когда идет обстрел города зажженными стрелами и огненными ядрами. В том театрализованном представлении рыцари сражаются за старый город Зринских. После всего этого гости отправляются отведать блюда средневековой кухни. На открытом огне готовиться каша из разнообразных злаков, запекаются утки, облитые медом. На выставке старинных ремесел посетители могут попробовать популярный напиток «гвирц», который готовиться из меда, а также увидеть, как изготавливались порой забытые в наши дни предметы обихода.

Во время празднования битвы у Св.Елены особое внимание уделяется детям. В специально построенном дворце Принцессы, которые располагается на 300 кв.м, родители и дети могут поучаствовать в многочисленных играх и соревнованиях. Взрослые могут попробовать свои силы в стрельбе из лука. Опытные инструкторы каждому объяснят все тонкости этого мастерства. Также гости смогут походить на ходулях, посостязаться в борьбена дереаянных мечах и т.д.

Если подняться на самый верх отреставрированной части стены, о которой пойдет речь ниже, можно увидеть лагуну. Уникальное место, где река неспешно вливается в узкий морской залив, из-за чего соленость в последнем на порядок ниже средней по Адриатике.

Говорят, устрицы, выращенные в подобной воде, бесподобны.

Ушла в прошлое Республика Дубровник, а в 1808 году власть над Дубровником и Стоном переходит к французам. Наполеона соль не очень интересовала. Причиной тому была дешевая соль с Мальты, поставляемая англичанами.

Но ушли в прошлое и французы, а в 1813 году пришли австрийцы. В начале планировали инвестировать в расширение соланы, но этому не суждено было осуществиться, несмотря на то, что соль из Стона подавалась на Венском Дворе. Производство соли во времена Австро-Венгерской монархии было в среднем от 200 до 400 вагонов.

Во времена Республики Дубровник, когда морская вода впускалась в бассейны, проводился определенный ритуал. Процессия из церкви Св.Влаха шла к солане и давалось благословение целого комплекса, проводилась месса в церкви Богоматери Лужинской. На мессе и в процессии принимали участие Князь, работники соланы и жители Стона. Это же повторялось 15 августа в День Рождества Богородицы. Главное празднество проводилось 24 августа в день Св.Бартула, который считается защитником рудокопов. Церковь Св.Бартула и крепость Бартоломия находятся на самом верху горы Подзвизд над Стоном с северной его стороны. В летописях пишется, что все жители Стона и окрестностей в тот день пекли волов и овец, пели и плясали целую ночь.


В Королевстве Югославии в 1925 году один из бассейнов для кристаллизации соли получил подложку из асфальта. И это было всё, что то государство сделало для Стонской соланы.

Во времена правления тито в Стонской солане, которая в те времена называлась «Солана Иван Морджин Црны» в 1925 году была проложена железная дорога, по которой малый локомотив перевозил вагоны соли от соляных бассейнов до складов. Таким образом, трудоемкий и тяжелый процесс загрузки соли лопатой в вагонетки под жгучим солнцем был немного механизирован. Но производство и дальше зависело от числа солнечных дней, которые были для процесса кристаллизации.

Характеристики соли: единственная соль, которая не горчит и единственная соль, к которой не требуется добавки против слипания — она всегда рыхлая.

Среднее производство соли в последние года составляет 1500 тонн. Если год дождливый, то сбора соли нет вообще. Самый большой урожай соли был собран в 1611 году — 6011 тонн, тогда соль оплачивалась золотом. Адриатическое море — самое северное в мире, на котором соль добывается природным путем — испарение.

Какое будущее ожидает Стонскую солану? За последние 20 лет среднее производство соли тут составляет около 1500 тонн. Потребление соли в Хорватии составляет от 100 до 120 000 тонн, а это занчит, что ввозиться в страну ежегодно около 90-100 000 тонн соли. Кажется, что будущее самой старой соланы в Европе не такое уж розовое. Её директор и хозяин Светан Свето Пеич говорит так: «Будущее Стонской соланы в производстве экологически чистой соли. А для этого необходимо обложить гранитной плиткой бассейны для кристаллизации. Это дорого, но результат того стоит. И это необходимо сделать для сохранения единственной в своем роде соланы, работа которой не прекращается уже 4 000 лет. Ни одна страна в нашем окружении не может похвастаться чем-либо похожим».

С этими словами согласится каждый, кто верит, что с доброй волей и хорошей материальной поддержкой соответствующих министерств на этих территориях можно произвести соль такого качества, что нам позавидует вся Европа. Только так можно сохранить неповторимую Стонскую солану, которая с каждым днем становится все более желанным объектом внимания многочисленных туристов. Солана привлекает множество людей, особенно молодежи, которые с нетерпением ждут возможности самим включиться в процесс сбора соли.

salik.biz

Стон, Хорватия. | Horvatia-Dalmacia

Подъезжая к небольшому городку Стон (Ston), расположенному в 55 км от Дубровника, на перешейке, соединяющем полуостров Пелешац и материк, мы неожиданно для себя увидели сооружение, очень напомнившее нам Великую Китайскую стену. Кто-то даже посмеялся: «О! Смотрите-ка, мы в Китае!» Стена действительно опоясывала гору и уходила за пределы видимости.

Каково же было наше удивление, когда мы прочитали на информационной табличке, что и вправду эта стена является второй по величине после Великой Китайской и самой длинной в Европе!!!

Сегодня, глядя на стену, удивляешься — кому и зачем пришло в голову воздвигать такую мощь на этом зеленом холме? И только узнав историю этих мест, понимаешь назначение этой стены и всю важность данной средневековой постройки.

Дело в том, что вот уже на протяжении 4-х тысячелетий в городе Стон добывают соль, в прошлом являющуюся товаром высокой цены, за поставки которой платили золотом. Это «соленое» место всегда представляло интерес для различных держав, и многие века за него велись «соляные войны».

Еще до того момента, когда Стон и стонские соланы были переданы Дубровнику, выдача этого «продукта» в Дубровнике велась с не менее строгой учетностью, чем нынче деньги в банке. А в 1333 году, когда Стон и соляные поля перешли во власть Дубровника, даже был создан специальный «соляной департамент».

В это же время началось возведение оборонительных сооружений для защиты «соляных угодий» от венецианцев и турецких войск — были возведены стены, которые связали Малый и Великий Стон. Общая протяженность стен составила 5,5 км (в 2,5 раза больше, нежели стена, окружающая Дубровник). Стены имели 40 башен и 7 крепостных сооружений. На стенах были поставлены воины, что наконец-то позволило прекратить «соляные войны».

В течение 5 веков (до прихода Наполеона в 1808 году) Стон был вторым главным городом после Дубровника, а с 19 столетия пережил неоднократную смену власти, потерю интереса к соледобывающему предприятию и небольшую механизацию в процессе добычи соли. В настоящее время соляные бассейны работают, как и 4 тысячелетия назад.

Стонская стена в нынешние времена служит куда более мирным целям – туристическим. По стене не без труда, но с удовольствием прогуливаются туристы, а в одной из башен сооружен мини-кинозал, где можно посмотреть короткий фильм об истории сооружения стонской стены. В башне прохладно даже в самый жаркий день.

Со стены можно обозреть весь небольшой городок и соляные бассейны, а также увидеть насыпную дорогу, ведущую из Стона к заливу, в деревушку Броце.

Вход на стену платный. Здесь не так уж много туристов, как того заслуживает это место, возможно потому, что в разгар туристического сезона (июль-август) мало желающих идти в гору по солнцепеку. Если же вы приедете в Далмацию весной или осенью, вам будут доступны многие интереснейшие исторические объекты, в том числе и стена в городе Стоне.

Купив на стене входной билет (улазница), вы можете пройти по стене двумя маршрутами. Первый маршрут займет всего около 20 минут и приведет вас от одного входа в Великом стоне к другому и даст возможность посетить мини-кинозал в одной из башен. Второй маршрут приведет вас в Малый стон и займет около часа в одну сторону. Есть еще и третий маршрут, ведущий через вершину холма.

 

 

 

Прогуливаясь по Стону, обратите внимание на строения, сохранившиеся с более древних времен — времен Великого Рима. Фонтан, из которого и сегодня течет свежая питьевая вода, сохранил даже железный кувшин, предназначенный для набора воды из фонтана. Древние здания, увы, полуразрушены — город неоднократно страдал от землетрясений.

Покидая Стон, воспользуйтесь редкой возможностью отведать свежие устрицы (каменицы) и мидии (мушуле, школьке), плантации которых также имеются в Стоне. Цена на них в Стоне на несколько порядков ниже, нежели в ресторанах других городов Хорватии.

Посмотрите фото города Стон:

 

horvatia-dalmacia.ru

Путешествие в Хорватию: Стон - Утром - туман, к обеду - дым, вечером

Устричная столица Европы, действующие со средневековья солончаки и многокилометровая, взбирающаяся высоко в горы, стена - все это про небольшой город Стон, расположившийся на полуострове Пелешац в Хорватии.


Отчеты пишет у нас Таня, а я лишь дополняю текст вставками, которые выделены зеленым курсивом.

Стон

[30.07.2017]

Из западной части Хорватии в город Стон можно попасть двумя способами - по обычной автомобильной дороге M2 через Боснию и Герцеговину или же на пароме. Чтобы разнообразить поездку и не ставить два лишних штампа в загранпаспорта, мы выбрали второй путь.

Паромы курсируют между городами Плоче (Ploče) и Трпань (Trpanj) всего несколько раз в день. Отчаливать в 10:15 нам показалось слишком поздно, и потому мы решили приехать к парому, отходившему в 7:30. Так как до Плоче нужно было еще доехать, нам пришлось встать в пять часов утра, и мы уже в это время почувствовали, как жарит солнце: на улице, несмотря на ранний час, было 24 градуса.

Билеты на паром можно купить через интернет, а можно прямо у причала в кассе. Мы выбрали последний вариант. Следует уточнить, что билет дают один, и он действителен на любой паром Плоче-Трпань в этот день, то есть к конкретному времени билет не привязан. Именно поэтому мы выезжали так рано, чтобы успеть встать в очередь на паром, отчаливающий в 7:30. Мы не знаем, меняется ли расписание от года к году, поэтому перед поездкой рекомендуем уточнить его на сайте сайте паромной компании Jadrolinija.

Касса располагается в доме через дорогу от причала, примерно напротив середины накопительной площадки. Найти кассу просто: это единственное заведение, к которому будет стоять очередь из нескольких человек.

Еще одним аргументом в пользу покупки билетов на месте были сомнения о том, нужен ли Сереже отдельный билет как водителю. Например, на паромах в Норвегии мы платили только за машину и пассажиров, а за водителя - нет, поскольку считается, что машина не может путешествовать без водителя. Оказалось, что в Хорватии отдельный билет водителю все же нужен - он стоит около 4,5 евро. Билет на машину обойдется в 20 евро. А еще на кассе нам сказали, что паром идет полтора часа, а не один, как было написано в интернете. Но по факту выяснилось, что интернет был прав, и на берегу мы были уже в 8:25.

После погрузки на корабле осталось место еще на 10-15 машин. Здесь их ставят не так плотно, как на больших паромах, которые пересекают, например, Балтийское море. Припарковав свои машины, народ вышел на палубу - все, кроме водителей грузовиков, которые остались спать рядом со своим грузом.

На другом берегу нас ждал виноградный бум: то и дело мы проезжали мимо виноградников, винарий и винных магазинов. Мы так и не остановились для дегустации, но постоянно задавались вопросом - интересно, вино здесь такое же кислое и сухое, как продается в хорватских магазинах?

Вообще, пейзажи, сопровождающие наш путь, очень напомнили нам Италию, как ее показывают в фильмах наподобие “Под солнцем Тосканы”. А еще всюду нам попадались предупреждающие знаки “кабаны” с соответствующей картинкой. Никогда такого не видела.

К половине десятого мы доехали до Стона и столкнулись с тем, что на всех парковках одна и та же проблема: паркоматы принимают только монеты и больше ничего! “В каком веке мы живем?” - подумали мы и отправились в ближайшие магазины с просьбой обменять наши купюры на монеты. Видимо, мы были не первые, потому что все нам отказали. На наше счастье через дорогу был банк, где мы, помимо обмена, сняли еще 1100 кун (примерно 150 евро) наличными, так как при планировании поездки предполагали, что в Хорватии мы сможем расплачиваться картой чаще.

Но на этом странности оплаты парковки не закончились. Оказалось, платить нужно заранее за все время пребывания машины. Как можно приехать в незнакомый город и, даже подготовившись, заранее определить, сколько конкретно часов ты здесь проведешь? Благо, парковка дешевая. В итоге, мы решили оплатить 4 часа и отдали за это всего 3 евро. Удивительно, но во всем остальном Стоне карты принимают везде. Даже в общественном туалете! И лишь паркоматы у них остались из XX века.

Первым делом мы отправились смотреть ратушу. Честно говоря, мы не нашли о ней никакой информации, хотя здание довольно симпатичное. Там же, на главной площади города, расположен Римский фонтан, который был абсолютно сух. Как ни странно, о нем мы тоже ничего не можем рассказать - не ясно, действительно ли он римских времен или же только так называется.

Неподалеку от них находится церковь Святого Власа. Она была закрыта, но через стеклянные двери можно рассмотреть ее интерьер. Строительство этой церкви началось в 1342 году и продолжалось три года. Стон стал Епископским центром, и церковь стала кафедральной. Прихожан было очень много, поэтому в 1392 году церковь расширили. Землетрясение 1667 года разрушило постройку, хотя в целом Стон пострадал не очень значительно, и сразу после землетрясения было принято решение восстановить собор. Повторное землетрясение в 1843 году уничтожило и этот храм. Нынешняя церковь святого Власа была построена в псевдо-византийском стиле в 1875 году недалеко от того места, где стояли предыдущие церкви. Однако, и ей не повезло - землетрясение 1996 года снова разрушило церковь. Ее восстановили лишь в 2017 году, так что мы увидели совсем-совсем новое здание.

Следующей достопримечательностью для нас стал форт. Он оказался частично на реконструкции, но зайти в него все равно можно. Билет стоит 6,5 евро, но он распространяется также и на стену - самое интересное сооружение города, о котором я расскажу позже. Вначале, кстати, когда крепость только начали реконструировать, обещали более дешевые билеты. Не знаю, завершилось ли восстановление и подорожал ли билет еще.

Форт был построен, ориентировочно, в XIV-XV веке и выполнял не только оборонительные функции, но и являлся штаб-квартирой, арсеналом и хранилищем зерна. Как и 700 лет назад, крепость окружена рвом. Однако, долгое время вода здесь отсутствовала, - ров наполнили лишь в мае 2017, так что и здесь мы пришли на “свеженькое”.

Со стен форта открывается замечательный вид на местные солончаки, куда мы и отправились, сразу после помещения крепости. Мы не стали заходить внутрь на экскурсию, а просто посмотрели на них через забор. И, если честно, не видели, чтобы хоть кто-то был внутри, кроме сотрудников. Стонские солевые копи - это самые старые и самые большие копи Средиземноморья, дошедшие до наших дней. Производство соли началось еще в древности. А сегодняшний облик солончаков вполне соответствует тому, что был еще во время Дубровницкой республики. Само производство не менялось в течение последних двухсот лет, и работники гарантируют, что выпускают соль высшего качества. Единственное, что модифицировали в 1925 году, - это транспортировку. Здесь проложили железную дорогу, по которой локомотив перевозил вагоны соли от бассейнов до складов.

Но производство и дальше зависело от числа солнечных дней - солнце очень важно для процесса кристаллизации. Если год выдается дождливым, то соль собрать не удается. А так, средняя производительность - 1500 тонн в год. Самый большой “урожай” был собран в 1611 году. Тогда здесь добыли больше 6000 тонн соли. Мы, кстати, купили немножко в качестве сувенира - 500 грамм за 1,5 евро - и забрали с собой в Москву. Она не горчит и не содержит добавок против слипания - она и без этого всегда рыхлая. Но, тем не менее, не стоит ожидать от этой соли каких-то совершенно необычных свойств.

Немного передохнув в кафе и съев по мороженому, мы пошли смотреть еще две церкви. Первая из них - Святого Либерана XVII века - была на реконструкции и ничего увидеть не удалось. К тому же, судя по всему, реконструкция идет неспешными темпами или вовсе приостановлена.

Другая - церковь святого Николая - напротив, сохранилась очень хорошо, но, к сожалению, оказалась закрыта. Церковь святого Николая и одноименный францисканский монастырь были построены во второй половине XIV века в готическом стиле, а вот колокольню поставили уже в XV веке, и она выполнена в стиле ренессанса. Монастырь, также как и церковь святого Власа, многократно страдал от землетрясений.

Ну и, наконец, после знакомства с городом, мы отправились на его стены. Как я уже писала, в Стоне уже четыре тысячи лет добывают соль. Раньше соль была на вес золота, и потому это место было причиной войн среди многих держав на протяжении нескольких тысячелетий. Когда Стон и его соляные плантации перешли во власть республики Дубровник, здесь началось возведение оборонительных стен для защиты бассейнов от венецианцев и турок.

Общая протяженность стен составила 5,5 километров. Стены имели 40 башен и 7 крепостных сооружений. В них скрывались защитники города, храбро его оборонявшие, что наконец-то позволило прекратить «соляные войны». Благодаря своему природному богатству, Стон долгое время, вплоть до прихода Наполеона в 1808 году, был вторым по значимости городом после Дубровника. Но затем соль начала обесцениваться, и интерес к городу стал ослабевать.

Сейчас Стонская стена используется только в туристических целях. Есть три маршрута - короткий, который займет 20-30 минут и приведет от одного входа к другому, длинный, позволяющий за час дойти в соседний городок Малый Стон, о котором позже я еще подробно расскажу, и маршрут, который на момент нашего посещения все еще был на реконструкции. Он позволит забраться на вершину холма.

Изначально у нас были грандиозные планы, согласно которым мы собирались пройти по длинному маршруту в Малый Стон, чтобы поесть там устриц. Но от прогулки пришлось отказаться: на солнце температура достигала 40 градусов, а нам требовалась взбираться вверх по лестнице практически без возможности оказаться в тени. Вообще, жара проходит по нашему отчету красной линией. Поэтому надо понимать, что если вы плохо переносите высокую температуру, то в середине июля в Хорватии делать нечего. Я люблю жару, но даже для меня это было чересчур и порой хотелось только одного - очутиться в месте с кондиционером.

Еще на подъезде к Стону стена выглядит грандиозным сооружением, а непосредственно рядом с ней особенно хорошо понимаешь, сколько было вложено сил, чтобы сохранить независимость города. Вход на стену расположен за церковью Святого Николая. Здесь же есть туалет и немного тени деревьев для моральной подготовки к подъему :)

Погуляв по Стону, мы поехали смотреть церковь Лужинской Богоматери. Когда мы подъехали, то обнаружили, что церковь огорожена забором, а калитка закрыта. Мы уже успели расстроиться, как подъехал мужчина, видимо, работник какого-то соседнего предприятия, и разрешил нам погулять по территории.

Сама церковь сохранилась очень хорошо. Во времена Республики Дубровник, когда морская вода заходила в бассейны, процессия из церкви Святого Влаха шла к солончакам, где давалось благословение целого комплекса, проводилась месса в церкви Лужинской Богоматери. На мессе и в процессии принимали участие князь, работники солончаков и жители Стона.

Там же, недалеко от церкови Святого Влаха, мы собирались посмотреть церковь Святого Михаила IX века. Мы поблуждали по окрестным грунтовым дорогам, прошлись пешком вглубь зарослей кустарников, но так ее и не нашли. Может, у нас неправильно стояла точка в навигаторе, а может, мы так и не заметили церковь за деревьями. Почитать подробнее об этой церкви можно здесь.

Кстати, повсюду в Стоне мы натыкались на таблички “Наполеоновский путь”, но не знали, о чем речь. Позже мы выяснили, что это была дорога, построенная французской армией при участии местных жителей. Дело в том, что до Трафальгарской битвы 1805 года французы считались одной из сильнейших морских держав, но затем потеряли это превосходство, и занялись строительством сухопутных дорог. Район Адриатики был стратегически важным, поэтому дорогу здесь постарались построить в кратчайшие сроки.

Мы вернулись к машине и отправились в Малый Стон - тот самый, куда сначала хотели дойти пешком по стене. Малый Стон потому и называется малым, что весь городок состоит из 10-15 домов, половина из которых заняты под рестораны и отели. Но самое интересное здесь - это устричная ферма. Здорово было бы попасть на экскурсию, но мы заранее узнали, что она идет всего час, а стоит при этом 100 евро. Поэтому мы решили продегустировать местные устрицы в ресторане, для чего заказали тарелку с Frutas del mar и с огромным удовольствием ее съели. При оплате счета мы обратили внимание, что нам включили некий Couvert (10 кун х 2, то есть примерно 3 евро). Мы попросили объяснить, что это, потому что ни разу с таким не сталкивались, хотя в европейских ресторанах бывали неоднократно. Официант сказал, что это бизнес-ресторан и мы платим за стол, который занимаем (несмотря на то, что ресторан был практически пуст). Это вызвало у нас некоторое удивление, но позже на форумах мы прочитали, что это плата за то, что в нормальных местах называется комплиментом. И действительно, в самом начале нам принесли хлеб с паштетом из тунца, который мы не заказывали. Но подано это было так, что нельзя было усомниться, что это действительно комплимент от повара и принесен бесплатно. В общем, впечатление от даров моря осталось несколько смазанным из-за этого незначительного, но все же не вполне приятного эпизода.

Малый Стон, несмотря на свои размеры, - это устричная столица Европы. Город снабжает своими устрицами не только страны, у которых нет выхода к морю: даже Франция, славящаяся своими дарами моря, импортирует отсюда моллюсков. Если вас не смущает высокая стоимость экскурсии на устричную ферму, вы можете заранее договориться о визите по электронной почте [email protected] В цену экскурсии входит прогулка на лодке по ферме, бутылка вина, а также дегустация устриц. Более подробную информацию можно найти на сайте http://www.malistonoysters.com, но он не всегда бывает доступен.

Погуляв чуть-чуть по городу, мы поехали обратно. Надо отметить, что парковка в Малом Стоне тоже платная и тоже стоит 0,75 евро/час. Мы решили не платить и положили под стекло ту же бумажку, которую нам выдал паркомат в Великом Стоне, несмотря на то, что ее действие уже истекло. Никаких последствий от этого маленького проступка не случилось.

Обратно мы решили ехать через Боснию и Герцеговину. Нам повезло, и очереди на границе не было совсем, но зато на встречной дороге она растянулась на километры. Ландшафты в Боснии тоже довольно живописные. Дорога проходит вдоль моря, однако открытого участка здесь нет, потому что прямо напротив - большой остров. Вообще, у Боснии очень-очень маленький прибрежный участок, всего каких-то 10 километров, и проехали мы его минут за двадцать.

Что нам не понравилось - это замазанная повсюду кириллица, в том числе на дорожных знаках. Лучше бы их заменили полностью, чем оставили в таком виде. Все-таки "воевать" с любым алфавитом, ровно как и с любым языком, - дело неблагородное.

Кстати, именно на этой дороге нам встретились палатки с множеством очень сладких фруктовых ликеров домашнего производства. Нам дали попробовать их из холодильника, и они были потрясающими на вкус! Мы взяли грушевый и мандариновый, однако, когда приехали в Москву, оказалось, что дома они не так вкусны. Прошел уже год, а они до сих пор у нас стоят. Не потому что их вкус испортился или нам подсунули не те бутылки: просто есть напитки, которые хорошо пьются только в той стране, где они сделаны, и хорватские фруктовые ликеры определенно к ним относятся.

В целом, мы остались очень довольны поездкой в Стон. Когда мы готовились к путешествию, то во всех отчетах встречали мнение, что там особо делать нечего, потому что многое уничтожено землетрясением. Так вот, хорваты активно восстанавливают город, и когда мы ездили, многое уже было отреставрировано. Ну и посмотреть на “китайскую” стену в Европе - разве это не интересно?

Карту достопримечательностей Стона и окрестностей можно посмотреть по ссылке. Напоминаем, что церковь святого Михаила мы так и не нашли - очень вероятно, что ее месторасположение указано неточно.

someone-so.livejournal.com

Крепость Стон ~ Хорватия:) отдых + история

В городе Стон / Ston находиться крепость, которую также называют “Европейской Китайской стеной”.

Между городами Стон и Малый Стон протягивается комплекс фортификационных сооружений – стен и зданий – построенных в течение 14 века в целях обороны от турецких нападений. Во времена республики Дубровник стены обновлялись и достраивались, а их полная длина составляла 5,5 км.

Стены Крепости Стон включают 40 башен и 7 крепостных сооружений, а благодаря своей монументальности и мощности, названы “Великой Китайской стеной Европы”.

Основу оборонительных сооружений, построенных так талантливо, что город действительно был неприступен со стороны берега, составляли три крепости – Крепость Великий Каштио в Стоне, Крепость Коруна в Малый Стон и Крепость на холме Подзвизд.

Великий Каштио был одновременно жилым домом, зернохранилищем и оружейным складом.

Крепость Коруна – мощная крепость с пятью башнями, смотрящими на море, начала строиться в 1347 году, а столетиями служила как порт для ввоза соли.

После падения Республики Дубровник началось разрушение стен, а каменные блоки, из которых они состояли, продавались как строительный материал для постройки школ и общественных зданий.

Сегодня видны остатки трех башен и величественных стен. приехав в Стон, кроме осмотра стен, необходимо отведать знаменитые ракушки – “каменицы” – выращиваемые тут.

Туристам особенно нравиться ночная битва, когда идет обстрел города зажженными стрелами и огненными ядрами. В том театрализованном представлении рыцари сражаются за старый город Зринских. После всего этого гости отправляются отведать блюда средневековой кухни. На открытом огне готовиться каша из разнообразных злаков, запекаются утки, облитые медом. На выставке старинных ремесел посетители могут попробовать популярный напиток “гвирц”, который готовиться из меда, а также увидеть, как изготавливались порой забытые в наши дни предметы обихода.

Во время празднования битвы у Св.Елены особое внимание уделяется детям. В специально построенном дворце Принцессы, которые располагается на 300 кв.м, родители и дети могут поучаствовать в многочисленных играх и соревнованиях.

Взрослые могут попробовать свои силы в стрельбе из лука. Опытные инструкторы каждому объяснят все тонкости этого мастерства. Также гости смогут походить на ходулях, посостязаться в борьбе на деревянных мечах и т.д.

Культурные и развлекательные мероприятия

Во время празднования на сцене проходит театрализованная постановка “Господин звонил”, премьера которой состоялась в 2004 году, и которая показывает отношения слуг и хазяев Зелинграда.

В постановке задействованы актеры любительсткого театра Зелинграда “Замка” и хорватского вокального коллектива “Зелина”. В этой части программы выступают и члены Братства Святого Ладислава – организации, которая старается сохранить средневековые обычаи, связанные с культурно-историческим наследием старинного Зелинграда, а в своём выступлении показывают уклад жизни в средневековом (13-15 столетия) военном лагере.

Военный лагерь строиться из копий средневековых шатров, средневекового оружия и осадных машин – катапульт и баллист, из которых стреляют в импровизированные стены дворца. Особенно зрелищно вечернее представление, когда макет дворца обстреливается огненными ядрами. В военном лагере находится и средневековая кухня, в которой готовятся блюда того времени. Всего в программе обычно участвуют около 150 человек, одетых в исторические костюмы. Зрителей бывает более 15 000.

На странице использованы фото с сайтов www.pticica.com, www.justdubrovnik.com, dubrovacki.hr, www.zadarskilist.hr, photodox.com, holidayplannercroatia.com, www.antenazadar.hr

croatia4travel.com


Смотрите также